12 октября 2021 г.
Спрашивает: Екатерина
Здравствуйте, отец Даниил! Долгое время меня мучает один вопрос. В минуты осознания и принятия своей немощи в мыслях появляются обрывки фраз из Священного Писания. Все они на церковнославянском языке. В минуты полного отчаяния и предания себя Божией воле приходят строки из Псалтири (как из псалмов, так и молитв после них), покаянного канона и других молитв. В них выражается беспомощное состояние, укоризны себе и взывания о помощи.
В иные моменты приходят либо утешительные и укрепляющие мысли из Евангелия, Посланий, либо обличительные слова.
После всего этого сами рождаются хвалебные славословия. Я понимаю, что это не плод моего воображения, потому что значения некоторых слов я не знаю и приходится читать толкования.
У святителя Феофана Затворника нашла такие объяснения: «Сами, говорит, не умеем молиться, а Дух за нас молится, — Дух, в нас сущий. Как же это бывает? Дух молится, а мы и не знаем того, — или молится Дух, проводя молитву Свою чрез наше сознание и чувство? Нельзя, чтобы не знал человек молитвы своей. Он только знает, что она не его, хотя в нем есть; она сложилась помимо его, но он ведает ее, и ведает, откуда она».
Может ли это быть объяснением происходящего? Если да, то как тогда должно молиться?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

 Здравствуйте, Екатерина! Должно молиться осознанно и внимательно… Слова Священного Писания, отрывки псалмов, молитв, которые вы слышали, вероятно до конца не воспринимая их смысл, но на которые откликнулось ваше сердце – дар Духа, некий залог его именно в том понимании, о котором пишет святитель Феофан Затворник. Но помимо благодатной молитвы, блага, так сказать, в «чистом виде», посылаемом за смирение, есть ещё молитва трудовая, вроде бы обычная, которая, однако, есть благо не в меньшей степени. Бог оценивает произволение человеческое, решимость и подвиг, даже если он в простом вычитывании утреннего и вечернего правила. «Дух, проводит молитву Свою чрез наше сознание и чувство», - пишет святитель. Но человек в этом движении – не сторонний наблюдатель. Он сочувствует молитве. Когда же видит, что она  не спорится, стопорится, прилагает усилия, дабы её продолжить.  От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12), - по слову Евангелия. К молитве это относится не в последнюю очередь.

В целом же к происходящему с вами должно относится спокойно… Ибо прелесть тоже дух. За зыбкой гранью, отделяющей смирение от тонкого превозношения.