06 апреля 2021 г.
Спрашивает: Александр
Истра, Православие
Отец Даниил, здравствуйте!
Хотелось бы узнать Ваше мнение по вопросам, ответы на которые неоднозначны у священнослужителей. Вопросы - как раздельны, так и связаны между собой.
1. Возможность разделять причастие и исповедь мирянам, старающимся причаститься раз в неделю (или чаще): причастие - каждый раз, присутствуя на литургии, исповедь - по мере чувства, что согрешил. Если за короткий промежуток времени не возникает поступка или ощущения греха, отягчающего совесть, возникает неловкость на обязательной исповеди, ведь даже святые люди каялись в грехах постоянно (по их молитвам видно, и по преданиям о них); но тебе до них - пропасть, и сказать бывает, вроде, как и нечего, но нужно что-то сказать, понимая все это. Если разделение возможно, то как к этому правильно подойти?
2. Исповедание помыслов мирянами (речь о планировании чего-либо худого не идёт). Нужно или не нужно исповедаться в этом, и от чего это зависит?
3. Подготовка к причастию подразумевает некоторые правила. Они разные или одинаковые для тех, кто исповедуется и причащается часто и редко?
4. Не имея возможности побеседовать с батюшкой о каких-то проблемах иначе, как на исповеди, миряне эту возможность используют. Это приемлемый подход к исповеди?
Большое спасибо!
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Александр! Сразу оговорюсь, что речь о моём личном мнении, на котором предпочитаю не настаивать.

1. Исповедь перед каждым Причастием, а также тщательная (в том числе и по времени) подготовка к нему – традиция Русской (и не только) Церкви. Не вижу смысла от неё отказываться. И в связи с этим полагаю, что причащение при каждом регулярном посещении литургии – неоправданная дерзость, искореняющая к нему благоговейное отношение. Если вообще не прямой путь к духовной прелести… Притом, что исповедоваться можно столь часто, сколь часто возникает такое желание или возможность.

2. Если речь о непроизвольных помыслах – хульных или блудных, то исповедовать, и, тем более, запоминать их не следует. Достаточно сказать, что они были… Исповедуют же помыслы, воспринимаемые как прямое и осознанное руководство к греховным поступкам.

3. В реальности разные… И зависят, как правило, от мнения духовников и сложившейся на приходе практики.

4. Подход приемлемый, но при одном условии: если исповедующий священник располагает достаточным (в связи с количеством желающих исповедоваться и возможностью их исповедовать) временем для разговора. Если такая возможность имеется, то лучше использовать её после того, как разрешительная молитва уже прочитана.