06 февраля 2021 г.
Спрашивает: Игорь
Донецк, Православие
Прихожанин: Православной Церкви МП
Здравствуйте, батюшка!
Я уже обращался к Вам неоднократно с вопросами, и всегда получал исчерпывающие и полезные советы.
Осмелюсь побеспокоить Вас еще раз.
Я верующий православный христианин, но нет-нет, да и лезут черви сомнения в некоторых вопросах, касающихся прочитанного в Библии. Перечитанной неоднократно, но чем больше читаю, тем больше вопросов, чем ответов.
Хочу от них избавиться, раз и навсегда.
Если точнее - то один из таких моментов, это использование в Евангелиях ссылок на слова пророков ("Плачет Рахиль..." , "Назореем наречется...", "И ты Вифлеем-Ефрафа...", "Се, Дева приимет... ( об Еммануиле)", "Об одежде моей бросают жребий...", "Поднял на меня пяту..." и многие-многие другие.
Но если обратиться к этим местам в книгах Пророков и Псалтири в первоисточнике и прочесть не отдельные, используемые у пророков фразы, а полностью повествование тех глав, то больше склоняешься к тому, что речь изначально шла совсем о других событиях.
Не хотелось бы употреблять слово "подгонка текста под желаемое", но эти вырванные из контекста фразы пророков производят именно такое впечатление.
Я человек, старающийся анализировать прочитанное, может, это и плохо в познании Бога (а, может, анализировать и вовсе для этого не нужно), но мне это очень мешает.
Разумеется, читал толкования Библии (Лопухина всю "Толковую Библию", Толкование на Четвероевангелие Ефрема Сирина, Изъяснения трудных мест Божественного Писания, Изъяснение псалмов Феодорита Кирского, труды Александра (Милеанта) и т.д.
Но они нередко там как "сову на глобус натягивают" (простите за эту фразу), что только запутывает и вызывает еще больше сомнений.
Это очень мешает полностью отдаться вере, хотя каждый день прошу Бога убрать мои сомнения и маловерие и дать мне полную веру.
Или стОит принять всё, как есть, полностью доверившись христианскому опыту двух тысячелетий, и не пытаться анализировать ничего?
Посоветуйте, пожалуйста, что сделать в моём случае.
Заранее признателен за ответ.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Игорь! Библейские пророчества это не прямые предсказания. И действительно, звучат они в своём контексте, порою весьма далёком от текста евангельского. Однако текст этот богодухновенный… И «богодухновенный» в данном случае – понятие ключевое. То есть пророчества эти не в русле естественной человеческой логики, а в прямом смысле в Духе Святом, коль скоро речь идёт о Священном Писании. Попытки тут что-либо анализировать и сопоставлять, и есть, с вашего позволения, «натягивание совы на глобус». Причём, одно дело, когда это делают святые отцы, духовно опытные и просвещённые, другое – мы с вами «от ветра главы своея», с большими амбициями и сомнительными понятиями. Я бы предпочёл воздерживаться от подобного рода экспериментов. И вам советовал бы… Любознательность ваша похвальна в некотором смысле. Но только некотором, ибо, будучи неконтролируемой, может привести в такие дебри, от которых ересь, а то и вовсе утрата веры в самой прямой и непосредственной близости.

Бог умом непознаваем. Однако явно познаваем чистым сердцем. Наверное, на этом направлении богопознания нам и следовало бы сосредоточиться.