17 ноября 2020 г.
Спрашивает: Олег
Здравствуйте!
Скажите, как возлюбить целомудрие (включая супружескую верность)? Ведь проще делать то, что ты действительно любишь, чем то, что "просто" надо, чтобы не попасть в ад. Как углубить свое понимание этой добродетели, чтобы у меня было четкое понимание, какая это драгоценность, какое это благо, что ради этого не жалко никаких средств и усилий? Потому что в голову лезут мысли, которые сбивают с толку, дескать, все это ваше целомудрие - ерунда и прочее. А ведь так быть не должно...
Сердечно благодарю!
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Олег! Действительно проще грешить, следовать своим страстям, похоти, катиться вниз под откос, нежели спасать свою бессмертную душу. Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). Однако опытно познать не бесполезность этих усилий невозможно, изначально не прочувствовав силу и реальное присутствие Божией благодати. Опыт свидетельствует: ничто так не препятствует ей, так её не искореняет, не оскотинивает человека, как блудные грехи. Люди заблуждаются, потому что блудят. И связь между этими явлениями не метафорическая, а самая что ни на есть прямая. Собственно и повальное безбожие нынешней молодёжи, не только её – во многом следствия этой всеобщей блудной порабощённости, как через интернет, так и непосредственно. Трудно полюбить целомудрие, не познав красоты плодов её. Чтобы прочувствовать сладкое, нужно знать не только горькое. Дабы не захотеть попасть в ад, нужно увидеть ещё и рай. Уже здесь на земле в некоем преддверии и начатке… А это невозможно без усилий, как предварительного условия этого видения. Невозможно углубить понимание добродетели, не стяжав прежде саму добродетель. Иногда это понимание посылается даром. Как залог на будущее, как следствие и спутник предваряющей и обращающей к Богу благодати Его. Но такое положение дел, скорее, исключение, нежели правило. Потому-то так важно не только верить, но и доверять Богу – всему тому, что заключается в Его заповедях. И тот прискорбный факт, что мы не видим в них смысла, подтверждающего наше представление о жизни, отнюдь не означает, что этого смысла не существует. Он лишь подтверждает нечистоту сердечную.

В том, что «в голову лезут мысли, которые сбивают с толку», нет ничего удивительного. Странно было бы, если б они не лезли… Ибо на войне, как на войне. Даже если это война духовная…