11 ноября 2020 г.
Спрашивает: Олег
Добрый день!
Помыслы неверия, сомнения - это может быть "расширением сознания", "вырастанием из более примитивной веры", либо это всегда плохо, как проявление страсти? Слышал, что некоторые святые отцы предлагали бороться с сомнением, как со страстью. А может быть, человек просто ищет ответы на свои вопросы? Вернее, это импульс к поиску ответов? Меня такие импульсы побуждают многое найти. С другой стороны, вдруг это все лукавство, и надо просто игнорировать, как сказали Вы? Меня одолевают сомнения такого рода: "вдруг путь христианства неверный", "вдруг Бога нет, тогда необязательна и вся аскетика". Может, и нет в этом никакого роста, а просто я проявил слабость, "вляпавшись" в жижу таких помыслов?
Благодарю!
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Олег! Зачастую помыслы сомнения или неверия по отношению к вере – внешние. И не в переносном, а самом прямом смысле этого слова. Ибо напрямую исходят от лукавого, внушаются духом злобы. Как вера – дар Божий, так сомнения в некотором роде – «дар» врага рода человеческого. И в этом случае презрение их – самый верный путь от них освобождения. Но, а в целом, чтобы быть подлинной, вера должна не столько расширяться – знаниями, сколько углубляться - молитвой. Не скажу, что первые – излишнее, но в плане обретения самого основания веры, главное всё-таки – чистота сердечная, невозможная без чистоты жизни, и без той самой аскетической составляющей, коей она постепенно формируется.

Примитивная вера – вера колеблющаяся. И в этом плане относительного вашего роста действительно возникают некоторые сомнения. Говоря же конкретно о помыслах неверия, можно следовать самой простой логике: в случае, если Бога действительно не существует, но мы Ему служим, то ничего не теряем. Если же Он есть, но игнорируется, теряем всё.

Похвально, что ваши «импульсы побуждают многое найти». Только знания, к которым они простираются, не должны быть голыми. Расширять сознание до бесконечности, не утверждаясь при этом в целостности мировосприятия – дело опасное. В таком случае его можно и вовсе потерять. Процесс этот должен быть контролируемым. И, прежде всего, законом Божиим.