09 октября 2020 г.
Спрашивает: Ефросинья
Здравствуйте, отец Даниил! Как можно определить привычку, которая вредит? У кого-то злой нрав, свободное, жесткое обращение с людьми вошли в привычку. А есть неискреннее сердце, притворство. В себе, в своей душе увидеть проказу очень трудно. Такие грехи более хитрые, незаметные. Святой Паисий Святогорец говорил: "любая привычка постепенно протирает ложбинку в сердце и потом выходит из этой ложбинки с трудом." Почему женщина-самарянка не отвергла Христа после того, как Он обличил ее? До встречи с Ним ее жизнь была бесплодной, но она сама себе была законом. Как грешная женщина смогла понять глубину Человека, который с ней говорил?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

 Здравствуйте, Ефросинья! Женщина самарянка была справедлива. Честной пред собою, не оправдываясь… Потому смогла разглядеть и абсолютную Истину.  Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала (Ин.4:16-18).

 Будьте и вы на неё похожи.  Вглядывайтесь в себя, а не в окружающих… Не в тех, «у кого-то злой нрав, свободное, жесткое обращение с людьми вошли в привычку», и которых ненавидите. И не в прочих «с  неискренним сердцем и притворством»…   Смотря по сторонам, себя не разглядишь. Человек из глубины произрастает. И именно в ней привычка осуждать «постепенно протирает ложбинку в сердце и потом выходит из этой ложбинки с трудом».

Пока «ложбинки» не превратились в непроходимые овраги, не станем лениться сглаживать их покаянием.  Беда, когда люди согрешают. Но беда сугубая, когда в отличие от самарянки, они не желают в этом честно признаваться.