11 сентября 2020 г.
Спрашивает: Игнатий
Молдавия, Православие
Прихожанин: монах
Благословите отец Даниил!
Рад, что опять обращаюсь к Вам со своими вопросами, ожидая вразумления.
1) Как смотрит Церковь на трансплантацию органов, является ли донорство органов добродетелью и подвигом?
Более года назад в монастырь на воскресную службу пришла женщина собирать деньги на операцию, чтобы пересадить свою почку сыну, чтобы продлить его жизнь, т.к. у него из-за болезни почки уже были на исходе. Я ее спросил, как она будет жить с одной почкой, а у нее слезы выступили на глазах, сказала, что живут как-то люди и с одной почкой. Порядочная была, скромная, сокрушенная, больше я ее не видел.
Другой случай: пару месяцев назад, к нам в лавку пришли люди написать благодарственную записку за донора. Одному из этих людей пересадили, насколько запомнил, печень. Донором была девочка лет 20 (с Запада, страну не запомнил), которая около года была в коме и не выходила из нее. Ее родители решили раздать ее тело на донорские органы для спасения больных. Раз этот человек писал благодарственную записку, значит, дело было не в деньгах, а, наверное, действительно для пользы больных, нуждающихся во спасении. Но, жутко от такого поступка. С одной стороны, жертвенный поступок для спасения больных, а с другой стороны, если любимый человек находится в бессознательном состоянии, пусть даже и год, и более, однако, если он действительно любимый, то дорога каждая минута его жизни даже в бессознательном состоянии, и хочется, чтобы он жил пусть на минуту, но больше.
Как относиться к таким случаям по-православному?
2) Как правильно понимать следующий отрывок толкования св. Андрея Кесарийского на Апокалипсис:
"Оруженосец антихриста... будет стараться печать зверя распространять повсюду в купле и продаже, чтобы не принимающим ее последовала насильственная смерть от недостатка необходимого."
Очень напрашивается сходство с нынешними штрих-кодами, которые распространяются в купле и продаже, посредством которых может быть оказано всецелое влияние на население со стороны, если воцарится антихрист или какой-нибудь подобный Нерону или Диоклетиану. Как относиться к такому сходству или похожести? Оставлять в голове под знаком вопроса и, пока Церковь не укажет, относиться к этому спокойно?
3)Не помню точное высказывание одного святого отца, но звучит примерно так: "не говори себе - и с женщиной поговорю, и монахом останусь". Относится ли это и к случаям, когда обращается женщина по духовным вопросам?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, отец Игнатий! 1) Женщина, пожертвовавшая свою почку, поистине совершила христианский поступок. В нём подражание Христу, сама суть Евангелия, ибо  нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). А вот второй случай, честно говоря, вызывает некоторое смущение. Церковь положительно относится к донорству. Но только при  условии, что совершается оно на добровольной основе.

 2) Рассуждение на эту тему чем-то напоминает мне гадание на кофейной гуще. О какой «печати зверя» речь, если сам «зверь» ещё не объявился? Да и вообще не всякое сходство, которое напрашивается, соответствует реальности.  Современные технологии могут нравиться или не нравиться, могут действительно представлять опасность, но пока в них не задействована религиозная составляющая, сопрягать их с Апокалипсисом, по крайней мере, некорректно. И принятие, и отвержение Христа – волевой акт.  Не некая теоретическая абстракция, но вполне осознанные действия, связанные с пониманием происходящего. Появится «оруженосец антихриста» - будем смотреть. А пока обратим внимание на другое… На то, что реально губит или спасает наши души.

 3) В данном случае главное - не предмет разговора, а внутреннее устроение самого монаха. Можно и в духовной беседе обкрадываться блудными помыслами, и в бытовых отношениях сохранять бесстрастие.  Известный случай из Патерика: старец, увидев красоту женщины, прославил Бога, создавшего её… Но эта мера святости, к нам не относящаяся. С другой стороны, есть люди с неким врождённым духом целомудрия. Есть реальное положение, при котором общение с противоположным полом в современных монастырях практически неизбежно. Но во всяком случае, что называется нарываться, не следовало бы…  В приведённом отрывке речь о самоуверенности, чреватой самыми пагубными последствиями.  Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8).