30 июля 2020 г.
Спрашивает: Екатерина
Православие
Здравствуйте, батюшка. Прошу заранее простить за вопрос. Точно ли Господь всё знает о каждом человеке,  в курсе всех дел и мыслей, каждого слышит? При этом Господь  участвует в жизни каждого человека постоянно, ежесекундно? Я сама думаю именно так, что Господь, не умаляя воли человека,  проявляет постоянное участие в жизни каждого человека по Своей Святой воле. Правильно ли я это понимаю? Если это так, то откуда мы это знаем? На самом деле сложно представить, чтобы каждый человек на  планете в каждое своё мгновение  жизни был под  вниманием Господа. Но очень хотелось бы, чтобы это было именно так. Но, может быть, Господь, создав человека, обустроив нашу вселенную, установив законы природы, тем самым проявил достаточную заботу о нас и теперь всё в нашей жизни идет по установленным естественным  законам, за некоторым исключением, когда Господь по Своей Святой воле решает что-то изменить? И, может быть, Господь ежесекундно не принимает участия в каждом человеке,  не смотрит постоянно, что происходит с каждым,  и молитвы слышит только особо горячие, или только праведных людей? Может быть, болезни не всегда являются  Божиим посещением (речь не о мировых эпидемиях, а о болезни отдельного человека) и  зачастую они просто  результат действия законов природы? Написано, что и волос с главы не упадет без воли Господа. Может быть, это относится к обустройству всей нашей жизни, а не отдельных ситуаций? Очень жду ответа и прошу сказать мне, являются ли данные мои вопросы грехом.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Екатерина! Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), - «Бог управляет миром и все, совершающееся на небе и в поднебесной совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем».   Слово «непостижимого» в контексте вашего вопроса – определяющее… Бог всемогущ. Он создал мир из ничего. Мы знаем это из Священного Писания.  И в рамках Своего всемогущества Ему возможно и  ведомо всё, даже жизнь маленькой букашки, не говоря уже о человеке –  образе и подобии Божием. Подобие это в свободе внутреннего выбора человека, вплоть до отвержения  Божьего Промысла о себе и мире, но оно не простирается до понимания механизма управления им. С этим следовало бы смириться…