28 июля 2020 г.
Спрашивает: Наталья
Здравствуйте! Спасибо Вам за ответ! Помогите, пожалуйста, разрешить еще один волнующий меня вопрос. Игнатий Брянчанинов пишет: "Хотеть спастись в миру — всё равно, что стоять в огне и хотеть не сгореть". Также читала, что в миру достичь бесстрастия невозможно. Я живу с мамой. Вместе молимся, ходим в церковь. Но при этом не покидает ощущение мертвости духа, окамененное нечувствие. Очень трудно сохранять бодрость, живость духа т.к. постоянно общаемся и жизнь сейчас очень спокойная, расслабленная, комфортная. Работала в монастыре некоторое время. Послушания целый день. На чтение почти не оставалось времени, а иногда даже на посещение вечерней службы. И во время работы между монахинями бесконечные разговоры. Но они считают, что можно молиться, не рассеиваясь, и на послушании, а вечером особенно горячо и т.д. Нужен навык. Возможно ли это? Стоит ли поступать в нынешний монастырь? Не окаменеешь ли в современном монастыре быстрее, чем в миру? Импонирует то, что каждое утро можно посещать Литургию, соблюдать посты, что в миру не всегда удается. И благодаря послушанию, быть может, окрепла бы воля и было бы легче бороться со страстями?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

 Здравствуйте, Наталья! Спастись можно и в миру. А вот достигнуть бесстрастия, духовного совершенства действительно весьма сомнительно. Собственно, сама жизнь об этом свидетельствует. Даже нынешняя несовершенная… Есть среди моих знакомых монахини, пришедшие в  обитель девятнадцатилетними девчонками лет тридцать тому назад. И должно сказать, что это очень хорошие монахини. Настоящие подвижницы. Несмотря  на трудности, а зачастую и абсурд современной иноческой жизни с её потерянными традициями, устоями, которые по ходу дела приходилось как-то  «изобретать», ошибаться и учиться на своих ошибках, они таковыми стали. Не хотелось бы никого ни с кем сравнивать, но, так или иначе, сравнение их с их мирскими сверстницами в духовном плане и близко не в пользу последних. Кто-то, пришедши в монастырь, не выдержал и сломался, кто-то в лени и беспечности попусту потратил время своей жизни, кто-то также каменеет, но претерпевающие до конца, «дающие кровь», воспринимают дух, а вместе с тем и радость, с коей не сравнится никакое мирское утешение. Только всё это случается в своё время, и выбор, и путь по нему бывает строго индивидуальным. Ибо, как индивидуален человек, так и Промысл Божий о нём  особ.

 Без сомнения послушание духовно строит. Монастырское послушание воспитывает сугубым образом. Но только людей мужественных и решительных, ибо и само иночество для таковых – скорее исключение, нежели правило для всякого вопрошающего. В монастырь решительно приходят, а не уходят от внешней или внутренней неустроенности. И только в таком случае жизнь в нём приносит пользу непреходящую.

 Не зная вас лично, не могу ничего советовать. Да и слишком абстрактен волнующий вас вопрос… Святые отцы на него ответили. Но, а нам отвечать собственною жизнью…