27 мая 2020 г.
Спрашивает: Ирина
Иркутск, Православие
Здравствуйте, батюшка Даниил, с наступающим Вас праздником Вознесения Господня! Простите меня, грешную, за то, что опять обращаюсь к Вам со своими проблемами. Не могу правильно рассчитать свои силы, и искушения становятся всё тоньше и хитрее, особенно в чувствах и мыслях. Я уже даже запретила себе чувствовать, желать и думать. Гордость и мечтательность мои главные страсти. Можно ли испытывать чувство удовлетворения за сделанную работу? Прополола огород, с моими болезнями это подвиг сверх сил. С Божией помощью осилила эту работу, искренне благодарила Бога. Физический труд дал чувство удовлетворения, а на другой день обнаружила в себе чувство самодовольства. Каюсь. От мысленных нападок раньше спасала Иисусова молитва, а теперь ни вслух, ни мысленно не могу творить эту молитву. Не знаю, как быть? И с желаниями тоже беда. Вроде, правильно желать поститься и молиться. Помимо положенных молитв стала читать покаянный канон. И покаянные чувства были, и слезы, в душе осталось чувство раскаяния за грехи, а сердце утешилось. А утром обнаружила в себе такие пороки и страсти, о которых раньше и не подозревала. В мирской суете очень тяжело постоянно держать память о Боге, а стоит на секунду отвлечься и всё - ты пропала. Или возгордилась, или впала в уныние. Всем сердцем теперь понимаю ценность церковных Таинств - Исповеди и Причастия, понимаю какое благо иметь опытного духовного наставника. Читала книгу Феофана Затворника «Духовная жизнь и как на неё настроиться». Сердце принимает написанное, а умом не понимаю. Что мне с этим делать? Душеполезные поучения Аввы Дорофея понимаю и даже применить с Божией помощью получается. Как уразумею, если кто не научит? Господь перестал быть для меня кем-то далёким, где-то в небесах. "Се, Я с вами во все дни до скончания века."( Матф.28:20). Он рядом и Он Отец Любящий. Ему, как в детстве, обняв отца или мать, хочу выплакать свою боль и обиду. Сейчас я Богу, как Отцу родному, каждый вечер рассказываю, как страдаю от своих грехов и немощей духовных, прошу Его помощи и защиты. Я чувствую себе маленьким ребёнком, которому нужно держаться за руку родителя или хотя бы за край одежды. Я не знаю, это дерзость с моей стороны? Не знаю, как правильно, моё сердце чувствует так. Простите, что отвлекаю Вас своими вопросами. Но, когда читаю Ваши ответы, возникает необъяснимое чувство, как будто мне от Вас передаётся частичка благодати. Сразу становится легче, и силы появляются терпеть до конца, бороться даже до смерти, и, если и упаду, встать и идти дальше. Ещё раз простите. Благодарю за помощь. Спаси Вас Бог.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Ирина! Вы как-то хотите всё и сразу… Духовной зрелости в духовной юности, желаемого, как действительного… Но Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). Ваших усилий ещё недостаточно; их всегда и у всех недостаточно, ибо цель, к которой мы стремимся, бесконечна.

Действительно, всякое самодовольство порождает тщеславие, а тщеславие - отнятие благодати. Такова одна из закономерностей духовной жизни… Их множество, и вы правильно поступаете, стараясь уяснить их из святоотеческой литературы. В жизни всегда чего-то недостаёт. Сейчас храма, участия в Таинствах… Часто, если не всегда, духовных наставников, живых святых, носителей благодати Божией… Но есть и то, что не отнимут у нас никакие обстоятельства: Бог и обращение к Нему в молитве. Господь весть, дерзка она у вас или дерзновенна, но Он действительно Отец, зрит нас, участвует в жизни, и благо, когда есть такое понимание. Важно только избегнуть экзальтированности, душевности, подменяя ею духовность, что всегда является серьёзной опасностью в молитвенной самодеятельности всякого, не очистившегося от страстей. Но как бы там ни было, «Бог даёт молитву молящемуся», по известному святоотеческому определению. И гордость, и мечтательность искореняются благодатью Божией по искренней не рассеянной молитве. В своё время, о котором не нам судить. Пишет св. Иоанн Лествичник: «Старайся всегда бродящие помыслы собрать воедино, Бог не взыскивает того, чтоб ты во время молитвы совсем никаких не мог иметь других мыслей; не отчаивайся, будучи мыслями расхищаем, но благодушествуй, собирая всегда бродящие свои помыслы: никогда не быть расхищаемому мыслями единому Ангелу свойственно. Но и враг – влагает иногда желание безвременное высоких добродетелей, в числе коих и молитвы не развлекаемой прежде времени».

Не будем его игрушками и в том случае, если он заходит справа, подвигая к несообразному и превышающему нашу меру. Ввергая в уныние, когда это несообразное не осуществляется. «Добродетель не груша; её сразу не съешь», - говаривал преподобный Серафим Саровский. Так и за успешную работу должно благодарить Бога, воспринимая самоудовлетворение лишь как необязательное приложение, и сознавая, что только чувство собственной недостаточности служит надёжным основанием молитвы, и, прежде всего, молитвы Иисусовой, как главного делания всякого человека, серьёзно относящегося к духовной жизни. Помоги Господи!