14 мая 2020 г.
Спрашивает: Тала
Москва
Здравствуйте, отец Даниил! Как сохранить равновесие в духовной жизни? Спокойная, мирная настроенность - это главное? Как понимать слова: "...Испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка."( Иак.1:3-4). Может быть, духовное равновесие - это когда все заботы возлагаешь только на Бога? Например, афонские монахи не любят позировать перед объективом, это может вызывать у них недоверие, а один оптинский старец боялся говорить проповеди, его слова были очень сильны, благодатны, и он знал, что за это будут духовные скорби. Но он нарушал свое духовное равновесие. Юродивые вообще не имели его, наверное. И все же оно очень важно. И меня этот вопрос интересует, потому что я только один раз почувствовала примирение со всеми, но не по моим заслугам. Просто так. Я не заметила, как это происходит, и удержать не смогла эти чувства. В трудные минуты мне этот источник помогает. Но мне никто не объяснил про духовное равновесие в своих житейских и духовных поисках. Извините.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)
Здравствуйте, Тала! Юродивые имели духовное равновесие в полной мере. Именно оно позволяло им юродствовать… В противном случае они были бы не юродивыми, а сумасшедшими. И монахи от объективов и публичной деятельности уклоняются, дабы не растерять его. Вообще такое равновесие и дар, и плод одновременно… Дар от Бога, как плод подвижничества, аскетической части духовной жизни. Иногда же залог, как, быть может, в вашем случае. Но, во всяком случае, чтобы удержать его, необходимо то, что в жизни Церкви именуется подвигом - непрерывным движением к своему спасению. Мы можем, да и должны, возлагать на Бога свои заботы, но если сами при этом не будем ничего делать, духовного равновесия не обретём. «Отдай кровь и прими дух» - по известному святоотеческому определению. Действительно, испытание веры производит терпение, как пишет апостол, - терпение же должно иметь совершенное действие (Иак.1:3-4) . Оно его и имеет, производя то самое духовное равновесие. И не только его… Также и радость, столь отличную от радости мира. Иногда в самом начале духовного поприща Бог даёт отчасти вкусить её. Дабы впоследствии, быть может, изнемогая на своём крестом пути, обернувшись, вспомнив её, мы смогли бы претерпеть до конца, ибо только претерпевший же до конца спасется (Мф.24:13).