26 марта 2020 г.
Спрашивает: Анна
Уфа, Христианка
Здравствуйте! Я была бы необыкновенно счастлива, если бы Вы ответили на мой вопрос, потому что с таким «странным» вопросом я не могу обратиться ни к кому. Я не вижу смысла жить. Поясню: я не вижу смысла в суете, я не вижу смысла в работе, семье и т. д. Я часто молюсь, читаю Библию, то есть, достаточно приближена к Церкви. Когда же я попадаю в мир - я не вижу смысла. Я гуляю с друзьями, учусь, рисую, люблю свою профессию, люблю людей, люблю разговаривать с людьми, мне все интересно, НО, - будто бы не до конца, будто бы в душе пустота. Хотя это ведь и вполне логично: человек вне рая всегда себя так чувствует... И я чувствую себя так года 2. Это чувство сродни одиночеству, но более глубокое и сложное какое-то. Как подростки говорят: «все равно умрем». Я молодая девушка, мне 20 лет, я мечтаю, конечно, завести семью, и вообще влюбиться! Очень мечтаю. Но в то же время и трудностей боюсь, боюсь, что Бог вообще мне не подарит такой подарок (извините за повторение). Думала про монашескую жизнь лет с 13-14, но всерьёз задумалась сейчас (но это только после окончания вуза), и думаю, что жизнь там ещё труднее, потому что ожидание смерти ещё больше отдаляется из-за одинаковых дней, и тому подобное. Может, это все от того, что я мало молюсь? Но я почувствовала это только тогда, когда, наоборот, - СТАЛА молиться, когда поняла, какой мир грешный, суматошный, как много говорим о пустых вещах, думаем о них же, и тому подобное. Ещё думаю: может, это от одиночества, без своей половинки? Или это глупости?
Я сама не понимаю своих мыслей, была бы очень благодарна, если бы Вы мне помогли разобраться с такой напастью, которая меня будто душит, будто нет у меня своего места. Очень дурно. Заранее спасибо, благословит Вас Бог!
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Анна! То, о чём вы пишете, отнюдь не глупости, но есть главный вопрос, на который человек должен ответить в своей жизни. Ибо жить без смысла, смысла не представляет, простите за тавтологию.... Но в суете смысла нет. И в работе, и в семье он как бы «не до конца», ибо они, по сути, не цель, а средство, лишь приложение к тому, что составляет заключительный смысл нашего существования. Смысл лишь в Боге, как вы правильно мыслите. Здесь же – в поисках Его, в стяжании благодати Его, в которой только и возможно адекватное восприятие окружающего, которое вполне незамысловато: весь мир лежит во зле (1Ин.5:19). По определению. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:16-17), - как пишет апостол.

Но не любить мир не значит не любить в нём Божие творение. Напротив, к этой любви мы призываемся… Мы призываемся к некоей «выборочной» любви - к поискам добра в окружающем зле, к деланию Евангелия в самом прямом смысле этого слова; и в этом смысле приближаемся к Богу, Который Сам есть Любовь, пребывающая во веки. «Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе», - восклицал блаженный Августин Иппонийский от лица всякого христианина. И вы потому ещё не находите своего успокоения, что лишь в начале пути к нему, что пока только тонко, интуитивно ощущаете его необходимость, и недостаточность всего, что предоставляет мир в своей мнимой самодостаточности.

Ваша обеспокоенность похвальна… Как будто со страниц Достоевского с его «проклятыми» вопросами, она, однако, только и делает жизнь подлинною жизнью. Быть может, со временем она сгладится, но важно не отказаться от неё совсем, теряя смысл за суетою, сколь неизбежной, столь и не обязательной.

Вы стали молиться, и многое поняли. И вот главное понимание: лишь только молитва, если она правильная, даёт правильное представление о жизни. И тут не важно, будет ли жизнь семейной, или иной – Бог Он для всех. И если вы сами не оставите Его, Он никогда не оставит вас, обучая обстоятельствами, вразумляя наказаниями и утешая любовью.

Не ищите уже сейчас разрешения своих недоумений. Но ищите их всегда… Ибо в поисках этих и заключается прояснение смысла, вырабатывания веры, обретение Бога, с Которым мы окажемся, если не разленимся по беспечности и не возгордимся по самообольщению. Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1Кор.13:12).