25 марта 2020 г.
Спрашивает: Дмитрий
Здравствуйте, отец Даниил! Здесь недавно был вопрос про Вирсавию, и мне кажется, что тема серьезнее и глубже. Что все-таки Церковь понимает под покаянием - это просто сокрушенное состояние духа или необходимо еще и прекратить грех? Бывает, человек уводит чужую жену, создается новый брак. Загсу все равно, а вот Церковь повенчает таких людей после покаяния на исповеди или все же разлучит? Я ни в коей мере не осуждаю Давида и не сомневаюсь в его святости, но, вроде, его Господь с Вирсавией не разлучал. Причем, именно покаяние Давида ставится в образец истинного покаяния.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Дмитрий! Вы судите по-евангельски о времени, в котором Евангелие ещё не прозвучало. Что Бог сочетал, того человек что да не разлучает (Мк.10:9), - слова Христа. Но до Него всё было иначе… При жизни царя Давида не было ни ЗАГСов, ни венчаний, да и само понятие брака было настолько расплывчатым, что сын Давида от Вирсавии Соломон, имея 700 жен и 300 наложниц, порицался, тем не менее, не столько за их количество, сколько за то, что в угоду им уклонялся в идолопоклонство. Вообще, покаяние царя Давида – образец не по внешней стороне дела, не по его жизни после грехопадения, превратившейся в сплошную чреду скорбей и испытаний. Образ сей в глубине раскаяния, во внутреннем сердечном чувстве, которое и отразилось в небезызвестном 50-м покаянном псалме.

Что же касается современной церковной практики, то повторный церковный брак возможен лишь в том случае, если первый распался не по вине того, кто к нему снова приступает. В этой связи на слуху термин «развенчание»… Собственно в «чистом виде» никаких «развенчаний» не существует. Подразумевается под ним, как правило, только обязательное архиерейское благословение на повторное совершение Таинства, которое после разбирательства дела можно и не получить. Третий брак христианина по канонам Церкви допустим в исключительных случаях. Четвёртый недопустим.