17 марта 2020 г.
Спрашивает: Алексей
Отец Даниил, мы почитаем ветхозаветных патриархов, таких как Авраам, Исаак, Иаков, и др. как великих святых. А меня интересует, какой статус в плане почитания у их жен, по крайней мере основных, - Сары, Ревекки, Рахили, у царя Давида - Вирсавии. Расскажите, каково отношение нашей Церкви к этим женщинам, ведь про патриархов говорят много, а про женщин и их дальнейшую судьбу мало что известно. Последовали ли они после Христовой жертвы в рай вместе со своими святыми мужьями? Особенно интересно про Вирсавию. Она всю жизнь жила в прелюбодеянии с убийцей своего мужа без какого-либо покаяния (она продолжала жить с Давидом вместо того, чтобы прекратить эту прелюбодейную связь). Бог ее не только не наказал, но и благословил, даровав ей родить Соломона и войти в родословную Иисуса Христа. То, что забрал младенца - не наказание вовсе, тогда было много у всех детей, у Давида - от разных жен, и часто умирали дети, ничего особенного. Одно дело взрослый сын, а тут новорожденный. Получается, Господь оказал ей такую честь и ввел ее в рай только как любимую жену Давида - за компанию? Вообще получается, что она все получила только за то, что была очень красива (так сам Бог ее такой и создал). Где же исполнение слов Христа о том, что Царствие Божие усилием берется? Она всю жизнь провела в удовольствиях с лучшими мужчинами (Урия, потом Давид - еще лучше)и не предпринимала никаких усилий.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)
Алексей! Сарра, Ревекка, Рахиль почитаются Церковью в неделю Святых праотец наряду со своими мужьями, и этим, кажется, всё сказано. Вирсавия средь них не числится… Что однако не значит, что прерогатива судить, карать иль миловать, наказывать или избавлять от наказаний, распространяется ещё на кого-то, кроме Господа Бога. Кто знает человека, ведает усилия его сердца, кроме самого человека, и его Создателя?  Не судите по наружности  (Ин.7:24), - говорит Христос. И апостол Павел вторит Ему, -  посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога  (1Кор.4:5). Ваш обличительный пафос в данном случае несколько неуместен. Церковь свидетельствует о примерах явной святости (см. жизнеописания Сарры, Ревекки, Рахили). О прочем смиренно умалчивает, предоставляя суд Судье, у Которого нет ошибок.