02 января 2020 г.
Спрашивает: Александр
Православие
Отец Даниил, здравствуйте!
Жизнь, а особенно смерть, святых мучеников (Пантелеимона, Вонифатия и много других) во имя Господа нашего Иисуса Христа, вызывает восхищение и поклонение их мужеству и стойкости, настолько непостижимому в их воле, что по сути уже является чудом, причём зачастую очевидным, явленным Богом свыше при их мучениях и описываемых в писаниях, в т.ч. их невредимости, что понимаешь даже читая об этом, не говоря уже про свидетелей - современников-участников этого. Вкупе с их кротостью, смирением к мучениям и мучителям, и их молитвам к Господу, не может быть сомнения в правильности их веры в Бога истинного.
По логике, явленные чудеса такого рода должны обратить и остановить руку любого злодея, настолько они непостижимы пред человеком, однако этого не происходит. Мучения и казни того времени были обычным делом, тем более такие очевидные и исключительные подвиги должны вразумить любого. Исключением может являться психическое отклонение или бесовская одержимость всех мучителей и участников казни.
Абсолютно нет никаких сомнений в подвигах святых мучеников; насколько можно сомневаться в явленных чудесах их очевидной невредимости, описанных в писаниях, в контексте необъяснимого невосприятия такого чуда мучителями и участниками казни, доводящими своё дело до конца в своём упрямстве?
По вере нашей да будет нам.
Спасибо!
Отвечает: иг. Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Александр! А уж какое чудо более воскресения четырёхдневного умершего… Однако книжники и фарисеи, распявшие Христа, также довели своё дело до логического завершения, что в истинности Евангелия нас не разуверяет. Напротив, лишь подтверждает определённую закономерность. Собственно ответ на ваш вопрос в вопросе и заключается: «психическое отклонение или бесовская одержимость всех мучителей и участников казни (впрочем, далеко не всех – в житиях святых описаны множественные случаи их обращения)». Вернее, психические отклонения, как следствия бесовской одержимости… Грязное сердце чудо не убеждает. Оно его ещё более озлобляет… И не думаю, что нынешние безбожники в схожих обстоятельствах повели бы или ещё поведут себя иначе.

Действительно, можно сомневаться в некоторых художественных особенностях описаний чудес святых мучеников, но не в них самих. Только обстоятельства эти уже вне контекста вашего вопроса. Они обусловлены другим: временем написания, подачей, стилем житий. Явно, нынешним циникам они не предназначались…