01 января 2020 г.
Спрашивает: Александр
Православие
Батюшка, здравствуйте!
Смысл истинного покаяния мне видится в том, чтобы признать для себя, в чём твой конкретный грех, раскаяться в нём и больше так не грешить. Но некоторые грехи, и многие, повторяются снова и снова... Мало того, искренне прося у Господа прощения на исповеди за них, понимаешь, что избежать этого греха в обычной жизни в будущем у тебя вряд ли получится, потому что ты обычный человек, слабый и грешный. Наверное, если бы люди, приходя на исповедь и каясь в грехе, по-настоящему возненавидели бы его, то больше бы не повторяли. Речь, конечно, не о грехе убийства, прелюбодеяния, богохульства и других реально страшных грехах против Бога и людей, но есть целый сонм и прочих грехов, менее серьёзных, но влияющих на тебя и на людей рядом с тобой. Как к этому относиться? Честен ли ты перед Господом, приходя на исповедь и каясь в грехе, который повторишь? Нет ли лукавства в этом? Получается, вроде как обманываешь - тот грех побороть не можешь, против того мало стараешься или не очень хочешь, тот любишь и т.д. Не по себе как-то... Спасибо!
Отвечает: иг. Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Александр! Можно бросить пить или курить усилием воли… А вот от эгоизма, к примеру, «одноразово» не избавишься, даже возненавидев этот грех, и проявив для его искоренения максимум старания. Но именно старание в данном случае и означает покаяние… Бог вообще оценивает человека не столько по результатам, которые, в сущности, от Него, сколь по тем усилиям, которые в них вложены. Лукавят же на исповеди тогда, когда действительно лукавят… Когда она лишь некая формальная процедура, карт-бланш для причащения, польза от которого на деле оказывается сомнительной. Вообще грань между исповедью и «не исповедью» весьма тонка. Она внутрь, в совести человека. Так что лишь ему самому и отвечать на вопрос «нет ли в этом лукавства», будучи с собою честным в трезвой памяти апостольской заповеди, - да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей (1Кор. 11:28).

Испытывание себя – пользование совестью. Собственно в этом умении и есть разрешение вашего недоумения. Любить грех, но бороться с ним – не совершенное покаяние. Однако до времени имеющее право на существование… О совершенном же покаянии говорит Христос, - если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер (речь в данном случае о том, чтобы не ставить их выше Бога и спасения души), а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк.14:26).