27 декабря 2019 г.
Спрашивает: Арина
Православие
Прихожанин: Прихожанка православная
Здравствуйте, отец Даниил! На проскомидию мы подаем записки за людей, которые в этом нуждаются. Но существует мнение, что лучше не подавать за тех, кто не живет по заповедям Господним, т.к. мы тоже несем за них ответственность. Просто нужно молиться и ставить свечи. Но в молитвах тоже звучат разные слова и пожелания, несвойственные грешным людям, получается, что мы навязываем принятие Истины, веры и всего остального. Если мы не подаем записки, тоже не спасительно. Отчего тогда отталкиваться? А люди, которые уже не в земном мире, когда сорокоуст подаем, испытывают духовную радость?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Арина! Дело не в ответственности, а в смысле происходящего. Поминаемые на проскомидии через частицы, вынутые из просфор в их память, олицетворяют собою Церковь. Особая частица вынимается из Богородичной просфоры, затем из отдельной просфоры девять больших частиц в честь святых угодников Божиих, и, наконец, частицы за живых и усопших православных христиан, пусть и не безгрешных, но являющих собою соответственно Церковь воинствующую и торжествующую. Поминовение на проскомидии людей неверующих, от Церкви далёких – нонсенс, нелепица… Они на браке не в брачной одежде. А что с таковыми бывает, читайте в Евангелии (от Матфея глава 22-я, стихи с 1-го по 14-й).

Собственно от Евангелия и «отталкиваться»… Оно – весть, а не навязывание. Также и молитва о заблудших – призыв к покаянию…