06 ноября 2019 г.
Спрашивает: Евгений
Курск, Православие
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, практикуют ли служители мужского пола Русской Православной Церкви половое воздержание? Если практикуют, то я хотел бы перенять опыт такой практики, желательно, в подробностях.
Дело в том, что я решил узнать влияние воздержания на свой организм. Первые две недели воздержания на меня повлияли очень хорошо, но на третьей неделе (сейчас, в данный момент) я испытываю значительный дискомфорт: некое напряжение и желание своего организма. Данный дискомфорт сильно отвлекает меня от любых помыслов и дел. Это ощущение можно сравнить с застрявшей меж зубами едой, которая сама собой не исчезает. Я хотел бы узнать, как с этим недугом эффективно справляться, чтобы продолжить практику воздержания.
Надеюсь на помощь! Спасибо!
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Евгений! Судя по вопросу, жизнь христианина для вас «тёмный лес»… Всё равно, что жизнь марсианина. Так что и разговор наш на эту тему, в сущности – диалог француза и китайца, языка друг друга не разумевающих. Скажу только: как невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:37), так и человеку, к Божией помощи прибегающему, становится возможной жизнь воздержанная. Однако, прежде чем говорить о подробностях, необходимо понять общее. А оно невозможно без веры в целом, без жизни по Евангелию, без элементарного понимания совершающегося в Церкви. Только в вере, в сфере Божией благодати целомудрие души и тела становится естественным. Оно и труд, и дар, и радость, и знание, «целостно мудрствующее», и единственно зрящее жизнь в её истинном неискаженном свете. В противном случае человек лишь животное, происшедшее от животного, живущее единственно животными инстинктами, и вопрос ваш явно не по адресу…

Уже сам факт, что у многих он и возникает лишь в таком примитивном контексте (влияние на организм) – свидетельство какой-то глобальной нравственной и моральной деградации. Так бывает, когда научившись мыть пред едою руки, люди элементарно не обучены блюсти свою душу. Привыкая к мысленной и чувственной грязи, оправдывая её и «находя» своей распущенности едва ли не «научное» обоснование. Однако важно уразуметь: лишь с чистою душою тело приобретает естественное целомудрие. Только с нею блудная брань становится преодолимой, и даже упразднённой в принципе. И речь в данном случае не о каких-то механических практиках «служителей мужского пола Русской Православной Церкви»… Всё гораздо глубже, и не для короткого письма. Целые тома святоотеческой аскетической литературы этой теме посвящены были в своё время… При желании и не праздном интересе ими пользуются. С трудом и надеждою… Ибо стяжание чистого сердца (и не только от блудной страсти), в сущности, и есть путь примирения, соединения человека с Богом, спасения души в вечности.

Но, а с организмом при жизни целомудренной всё нормально… Пример: Афон. С огромных количеством монахов – долгожителей, многие из которых вообще девственники.