26 сентября 2019 г.
Спрашивает: Снежана
Рига, в поиске
Здравствуйте. Меня крестили в детстве в Православии. Будучи взрослой я иногда посещаю храм. Причащалась и исповедывалась несколько лет назад. На православных форумах бываю часто. Ваш сайт давно читаю, но не решалась написать. Я пытаюсь понять сущность Церкви. Для чего нужно быть православным? Главное - для наследования жизни вечной? А остальное приложится. А как же мне быть, если я не понимаю этой вечной жизни, по крайней мере ради чего-то неизвестного, я совсем не хочу отказываться от благ этой жизни. Я не имею ввиду богатство, блуд и утехи. Я хожу в церковь к Богу в надежде на то, что Он поможет мне в этой жизни быть счастливой. Для счастья мне многого и не надо; то, что есть - уже счастье. Но могу ли я, не имея веры в загробную жизнь, (не то, чтобы не веря, а не понимая) ходить в церковь и просить Бога о помощи, например, чтобы избавил кого-то от болезни или бед? Я пыталась постичь, что же всё-таки происходит после смерти, и искала ответа, но мне никто не дал чёткого ответа, только как-то туманно все... Где они - эти ад и рай, в каком измерении? Или это чувствуется как сон? Что за воскресение из мертвых? Описание, что гробы открылись ассоциируется с фильмов ужасов. Может, Вы сможете мне доходчиво, как ребенку, это объяснить? Или, может быть, таким, как я, вообще не место в Церкви, поскольку я не в состоянии понять основное - загробный мир? Значит, я не достойна называться христианкой? Но меня крестили в детстве и отходить от веры ведь нельзя? Поэтому я пытаюсь разобраться. Моя мама тоже ничего не могла объяснить про загробный мир. Как же мне быть? Ответьте пожалуйста. Буду очень ждать.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Снежана! Загробный мир «не объясняется», ибо он не объясним. Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Равно, как и не любящим… Однако в начатке, сокровенно Царство Божие уже здесь на земле становится достоянием человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21), - по слову Спасителя. Оно – дар благодати Божией и плод исполнения Его заповедей. Оно стяживается, нудится  (Мф.11:12), и несравненно больше всего того, о чём вы просите, приходя в храм.

 Но как усвоить то, что само по себе иррационально и достигается, казалось бы, самым парадоксальным образом?   Блаженны плачущие (Мф.5:4)…  Блаженны изгнанные за правду (Мф.5:10)…  Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф.5:11)… Странное блаженство, странен путь к нему… Но самою жизнью достижимое. Сопряженностью жизнью с Евангелием, изъясняющим внутрь человека свои сокровенные смыслы. Конечно, и в том, о чём вы просите нет ничего греховного и удивительного… Всё просто и по-людски. Но там, где вера  подлинная, там то, что больше человеческого. Не требуя удостоверения – ни чувственного, ни мысленного, она сама удостоверивает, таинственно и не сразу раскрываясь в человеке.  Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1Кор.13:12), - пишет апостол Павел, восхищенный в рай по собственному свидетельству и слышавший там  неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор.12:4).

 Мы и не взыскиваем от него этих слов, но сами призываемся жить по-христиански. Притом, что и ваша, быть может, несовершенная вера имеет право на существование. Важно только, чтобы она не закосневала в своём полуязычестве, и не требовала для себя подтверждения непостижимого.  В сущности, «понять загробный мир» - далеко не основное. Христианство вообще не о том, что такое ад и рай (это знание было бы открыто, если было бы полезно), но о том, как избегнув первого, достигнуть второго.  Но, а если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1Кор.15:19). Несчастнее несчастьем человека, приглашенного к Царю и имеющего возможность неизмеримо обогатиться, но вместо того просящего у Него лишь детские игрушки…