20 сентября 2019 г.
Спрашивает: Юрий
Санкт-Петербург, Православие
Прихожанин: РПЦ
Здравствуйте, батюшка. Очень важно узнать Ваше мнение. Сейчас в современном мире, и в частности, в современной психологии бытует и даже господствует мнение, что "черно-белое мышление" — это плохо. То есть, как считается, нет ни абсолютного добра, ни абсолютного зла. Все относительно. Наверное многие слышали эту фразу. Для одного человека одно добро, для другого — другое. И если человек категоричен в своем отношении к добру и злу (то есть одно он ОДНОЗНАЧНО считает добром, другое — однозначно злом) и не склонен к компромиссу с тем, что он считает злом, это в среде некоторых психологов и психиатров считается даже неким отклонением, инфантильностью, а мнение, что всё относительно — душевным здоровьем. Многие считают, что здоровый душевно человек тот, который приспосабливается к любым обстоятельствам, даже к грешным. Пожалуйста, скажите, как Вы относитесь к такой широко распространенной точке зрения? На мой взгляд, она резко противоречит христианскому вероучению (если я ошибаюсь, поправьте, в чём), которое чётко учит, где грех, а где нет (ибо какое согласие между Христом и Велиаром). И зачем тогда в детстве в голову детям вбивать, что одно хорошо, а другое плохо, если всё — относительно? Жду с нетерпением ответа и благодарю заранее.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Юрий! Учение, о котором вы упоминаете – естественный продукт безбожного сознания. Собственно и психология – наука или лженаука о человеке, в которой Бог вынесен куда-то скобки. Даже в том случае, когда признаётся Его существование, игнорируется  роль в жизни человека. Человек как бы раздроблен, рассматривается по частям, вне своего объединяющего Начала, вне Бога и Его заповедей; и отсюда этот странный релятивизм со всеми своими относительностями и сомнительными компромиссами.  Заглушить голос совести, обеспечивая тем самым своё комфортное существование –  задача определённой  части современной психологии. Причём вся эта риторика о неких отклонениях, инфантильности, душевном нездоровье, прочие благоглупости – не более, чем дымовая завеса, маскирующая, в сущности, чисто дьявольскую работу. Чем она заканчивается, человеку верующему объяснять не нужно…   

 Вообще цель этой теории весьма незамысловата – оправдать грех. Ибо это гораздо проще, нежели борьба с ним…