28 августа 2019 г.
Спрашивает: Владимир
Москва, православный христианин
Прихожанин: храма Живоначальной Троицы в Останкино
Здравствуйте, отец Даниил. Скажите, пожалуйста, как согласовать, по Вашему мнению, следующие две цитаты Типикона и VI Вселенского собора.
Типикон: "И извлачаются священник и диакон священных одежд, и исходят. И тако сядут вси кождо на своих местех. Келарь же взем от хлеб благословенных, и раздробив на блюде, раздает братии, и почерпает по единой чаши вина всем равно, от настоятеля и до последних, иже во обители суть." (Глава 2. Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресныя).
VI Вселенский собор: "Не должно в местах, посвященных Господу, или в церквах совершати так называемыя трапезы братолюбия, и внутри храма ясти, и ложе постилати. Сие же творити дерзающие, или да престанут, или да будут отлучены." (правило 74).
Итак, нельзя "внутри храма ясти", - есть ли здесь противоречие с вкушением хлебов на всенощной или нет? Я понимаю, что собор говорил про агапы. Но не зря, например, авторы Православной энциклопедии подчёркивают, что агапа очень близка этому обряду:
"В апостольской Церкви к нему тесно примыкал чин агапы, тем более что агапа, как и Б. х. /Благословение хлебов - прим. ред./, происходила во время вечерни. Это позволяет предположить, что чин Б. х. восходит к чину агапы (Э. фон дер Гольц; П. Соколов). В монашеской лит-ре IV-V вв. встречаются описания трапез, сходных, с одной стороны, с агапой, с др.- с Б. х. (ср.: Псевдо-Афанасий. О девстве. Гл. 12-13; Достопамятные сказания. С. 75 и сл.). Чины агапы и Б. х. близки друг к другу с т. зр. практического предназначения (оба представляют собой совместную трапезу, цель к-рой - утолить голод молящихся) и с т. зр. символики (оба ссылаются как на свой прообраз на чудо умножения Господом 5 хлебов (Мф 14. 13-23; Мк 6. 30-46; Лк 9. 10-17; Ин 6. 1-15); в апокрифических «Деяниях Павлы и Феклы» (25. 1) во время агапы фигурируют 5 караваев хлеба (то же и на раннехрист. изображениях), а молитва Б. х. прямо начинается со ссылки на это чудо".
http://www.pravenc.ru/text/149327.html
С уважением, Владимир
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Владимир! Стоит ли сопоставлять правила, сформированные в разное время и в разных условиях? Именно в историческом, а не в богословском контексте, полагаю, следует рассматривать указанное вами противоречие. Основа Типикона - Устав палестинского монастыря Саввы Освященного, прочих иноческих уставов. Притом, что в условиях монастырской жизни вкушение хлебов на всенощной теми, «иже во обители суть», вполне естественно.

С другой стороны, Шестой Вселенский Собор – столичный городской собор, решения которого относятся ко всей Церкви. Его установки в данном случае более поздние по времени, с учётом всех несообразностей происходящих из ранее установленных правил.