23 мая 2019 г.
Спрашивает: Мария
Православная женщина - это человек/личность? Вокруг читаем и слышим о том, что православная женщина ДОЛЖНА быть смиренной, мудрой, терпеливой, доброй, кроткой, хозяйственной, послушной. Женщина не должна перечить, ругаться, скандалить, просить. А что должен делать православный муж? Каким он должен быть? Как он должен относиться к жене, чтобы она хотела быть для него смиренной и кроткой? Где женщине, озабоченной работой и бытом набираться сил? Разве это гордость, когда женщина просит внимания к себе как к женщине? Почему в православной среде считается, что, если женщине не хватает внимания, значит она горделива и самолюбива? Мой любимый всё свое свободное время посвящает детям от предыдущего брака и работе. Если мы и отдыхаем где-то, то это только развлечения с детьми. Если дети с бывшей женой, то мы только работаем и кушаем вместе. У него не возникает мысли и желания провести время со мной, уединиться, съездить вместе на отдых. Как только он отдает детей, он уединяется с телефоном и телевизором. На 8 марта я не получаю цветов и внимания, поскольку это неправославный праздник, а в день жен-мироносиц он даже забывает поздравить меня с праздником. Мы получили благословение на брак, но он уже 4-й месяц не спешит забирать свидетельство о разводе и подать заявление в загс. При этом мы всё это время воздерживаемся от близости и ведем целомудренный образ жизни. Не без падений конечно, но преимущественно воздерживаемся. Где мне черпать силы для смиренного и терпеливого несения креста для совместной жизни? Почему я не имею права требовать внимания и ласки, а должна безропотно служить человеку? Не из-за отсутствия ли внимания последнее время инициаторами разводов в православных семьях становятся женщины, уставшие от участи безропотных рабынь?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Мария! Согласен, современный человек – существо эгоистичное. Вне зависимости от того, мужчина он, или женщина… И ваше эмоциональное послание – наглядное тому подтверждение. Однако, должно заметить, кипение в нём возмущённого разума несколько необоснованно - и в самой Церкви, и в христианской семье никто никому ничего не должен. Кроме любви… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви (Рим. 13:8), - пишет апостол Павел. И о ней самой, - любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1Кор.13:4-7). Есть ли такая любовь в вашей жизни, в жизни предполагаемого супруга, который одну семью (надеюсь, без вашего участия) уже не сумел сохранить? Не заметно. Если любовь «ищет своего», то это ни любовь, а тот же эгоизм, какой бы пафосной фразеологией он ни прикрывался… И если кому-то нравится быть борцом за какие угодно права, то, простите, место его не в Церкви, а совсем в ином учреждении…

Великое приобретение - быть благочестивым и довольным (1Тим.6:6), - пишет тот же апостол. Желаете быть довольной – будьте благочестивой; стройте внутри себя, а не окружающих, процесс воспитания которых, полагаю, уже закончен. Вы не измените ситуацию, но можете измениться сами. И только в этом случае все ваши многочисленные претензии окажутся как бы не бывшими…