09 мая 2019 г.
Спрашивает: Вера
Московская обл., Православная христианка
Христос Воскресе! Батюшка, я не всегда понимаю, где Божие, а где нет. Сердце подсказывает, что любое мудрование от лукавого. Бывает, что человек очень хорошо знает церковную историю, Библию, даже переводит святых отцов с греческого, но впадает в ступор и противится их учению. Разве можно принимать в качестве практических советов авву Дорофея и Иоанна Лествичника? Говорить и думать "прости" на каждое слово, ради покаяния - носить вериги... Гордыня, которая сидит, как шершавый грех, мешает пониманию духовных законов. После праздника Пасхи хочется отдыхать и не думать о грехах. Когда возлагаешь надежду на Бога и живешь просто, без риторических вопросов и мудрования, может быть, это более правильно? Но почему же тогда Иисус Христос и святые постоянно говорили, исправляли, призывали?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Воистину воскресе, Вера! Не всякое мудрование от лукавого. Да и простота бывает хуже воровства. Конечно, невозможно жить в постоянном «напряге», но и расслабиться можно так, что потом «рассыпаться» и больше не «собраться». Как те несчастные, для которых перевод святых отцов с греческого лишь повод противиться их учению. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи (2Пет.2:21-22). «Псы» и «свиньи» никуда не деваются, к сожалению, им комфортно в своей грязи и блевотине, и видимо удобно считать, что авва Дорофей, преподобный Иоанн Лествечник, их современники слеплены из какого-то другого теста…

Однако, Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13:8). Разница лишь в степени расхлябанности, которую нынешние поколения склонны воспринимать почему-то исключительно в своё собственное оправдание.

В жизни вообще не всё просто и однозначно. Один нюанс, казалось бы незначительная деталь, но она разворачивает человека от Бога к дьяволу, от дьявола к Богу… Потому-то «Иисус Христос и святые постоянно говорили, исправляли, призывали», чтобы понять, что призваны мы к подвигу, на не к саморазрушению, к радости, а не к безудержному веселью, к любви, а не к человеческому пристрастию… Чтобы жить с осознанием значимости жизни не только в Великий Пост, но и в дни пасхальной радости, во всякое время, не задавая лишних риторических вопросов, но и не теряя притом свою голову.