09 апреля 2019 г.
Спрашивает: Георгий
Православие
Здравствуйте, уважаемый батюшка. Я недавно пришел к вере. Точнее, к желанию быть православным, поскольку я не могу назвать себя до конца православным в силу многих причин. Я не знаю многих православных праздников, например, вчера 7 апреля было Благовещение Богородицы, а я про это не знал. И еще - мне часто не хочется идти в церковь. Как вчера. Но я хотел поставить свечку во Славу Божию и пошел. По дороге за мною увязалась какая-то девочка, которая пинала камешки на дороге и один из них задел мне пятку. Мне захотелось подобрать эти камни и швырнуть ей в лицо. Пришел в церковь. Купил свечку, там шла молитва и все стояли в круге со свечками. Мне надо свою зажечь. Я спрашиваю одну и из прихожанок, где это можно сделать, а она смотрит на меня с надменной мордой и не отвечает. И как они были разодеты были! И еще косметики на морды намазюкали и приперлись в церковь! Меня такая злость взяла от их надменности и мнимой "святости", что я, найдя одну горящую свечку, зажёг от неё свою, стоял как истукан (в отдалении от этого круга у двери, так как молиться мне с этими тварями не хотелось). Священник сделал мне замечание, что можно перекреститься, я спешно перекрестился, он кивнул головою. И он мне показался надменным. Какое ему дело, крестится человек или нет - он же у входа стоит! Может, он в уме молится. Хотя тут я не прав был - раз пришел в церковь, соблюдай правила, в противном случае надо было уходить после того как зажёг свечку. Я чувствую, что это неправильно. Злоба бешеная, что бушевала в груди моей - величайший грех в такой праздник. Но, может быть, Богу и не нужны эти свечки, эти обряды? Вон там заносчивые и мерзкие прихожанки какие! Смысл с ними молиться? Противно стоять рядом! Дома помолился Пречистой Деве. И вообще молитва должна идти от души, а по общим правилам, да с такими расфуфыренными надменными дурами - толку-то?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Георгий! Да, современный человек – существо горделивое… И там, где подлинный христианин пусть и в далеко не совершенной человеческой оболочке способен разглядеть образ Божий, ему видятся лишь «морды», «твари», «мерзкие прихожанки» и «расфуфыренные надменные дуры». Но спасаются в Церкви… И лишь она лечебница для таких малосимпатичных персонажей, равно как и для нас самих, каждый из которых в свою меру также кому-то сильно неприятен. Мы не сможем именовать себя христианами, если не научимся терпеть людей. Даже и тогда, когда они имеют самое неприглядное обличье и вызывающее поведение.

Ставить свечки – дело, конечно, хорошее. Но храмы строят не для этого. Сказано однажды, - если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его (то есть причащаться Христовых Таин, что возможно лишь в Церкви), то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53). Без этой Жизни, без благодати Божией, «злобы бешеной», что бушевала в вашем сердце, не преодолеть. Она лишь скроется в вашем сердце, быть может, на время, не имея достаточных поводов проявиться. А не проявившись, не искоренится… Ибо как камни в море сглаживают свои острые углы, соприкасаясь с другими камнями и течением, так и мы, терпя претыкания и немощи, подобных себе грешников, смотря на которых, как в зеркало, и видя в нём собственное уродство, в котором сами себе стыдимся признаться.

Молитва же совершается и от души, и по общим правилам, которые не пустое изобретение, а двухтысячелетний церковный опыт. Соглашаясь, сообразуясь с ним, мы им духовно строимся и укрепляемся. А главное проявляем смирение - ничем непоколебимую внутреннюю тишину, как главное условие сопричастности Богу. Отвращаясь от строя церковной жизни, вы и от неё отвратитесь. Вразуми Бог!