03 апреля 2019 г.
Спрашивает: Майя
Самара, Православие
Здравствуйте батюшка! Благодарю Вас за вразумляющие ответы на мои вопросы. Я в Церкви уже 9 лет и всё это время соблюдение постов у меня не возникало вопросов. Я понимала, что пощусь ради послушания Богу, ради осознания своей немощи (очень тяжело от вкусной еды отказаться), ради совершения добрых дел и т.д. Но в этот Пост я вдруг задалась вопросом "Зачем я соблюдаю пост?". Ведь пост нужен не Богу, а мне. Я осознаю, что мне тяжело в пост, так я уже давно поняла, что без Бога ничего не могу, добрые дела, какие могла,- совершила, денег пожертвовала больше, чем обычно, молюсь больше, чем обычно, читаю Евангелие и святых отцов, стараюсь быть добрее к семье и т.д. А дальше что? Пост закончится и опять будет прежняя жизнь? Зачем тогда на время становится хорошим? Я слышала как по телевизору один священник сказал, что во время каждого поста мы должны научиться какой-то добродетели и постараться избавиться от какого-то греха, и дальше так жить, поддерживая этот навык. А если весь пост мы усердные постники (по всем параметрам), но после поста продолжаем жить как и до поста, то смысла в таком посте нет. Правда ли это? А если тяжело быть всегда таким, как в пост? 40 дней я могу ни с кем не ссориться (ради Господа ), а все время не могу. Что должно быть (в душе и в жизни) в конце ПРАВИЛЬНОГО поста? Зачем мне пост?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Майя! В конце правильного поста случается радость и усталость. Но как бы там ни было, в этом плане не следовало бы себя слишком пристально оценивать. Постясь, мы действительно проявляем послушание Богу и Церкви. Разве этого мало? О плодах же судить не нам … Всякая такая оценка зачастую – путь либо к унынию, либо к превозношению. А в крайних случаях и к духовной прелести… Бог знает наше сердце, от которого требуется лишь одно – трудиться, «подключив» на время, так сказать, дополнительную помогающую постную составляющую. Время не постное относительно души требует таких же постоянных и целеустремлённых усилий, только в иных более привычных внешних обстоятельствах.

Конечно, ваш вопрос имеет право на существование. Но люди православной традиции, как правило, им не задаются. Как любящие дети, почитающие своих родителей, они не оценивают их действия по собственному воспитанию. Вся эта «бухгалтерия» - методика, скорее, западного христианства – католиков и протестантов, пытающихся втиснуть действия благодати Божией в свои узкие рационалистические рамки. Довольно сомнительное занятие…