15 марта 2019 г.
Спрашивает: Ксения
Батюшка, здравствуйте. На исповеди в храме, куда редко хожу, исповедовала то, что не выполнила обещание, данное Господу, священник сразу осерчал и сказал, что я дура круглая и так далее... Я, конечно, не лауреат Нобелевской премии, но скажите, такая манера общения может быть полезной для мирского человека? Спасибо большое за ответ.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Ксения! Кому-то полезна, а для кого-то категорически противопоказана… Исповедь – не дело, в котором всех «стригут под одну гребёнку». Люди разные, преимущественно гордые. И, по крайней мере, странно, что с таким нравоучением обращаются к незнакомому человеку. Однако, имеем то, что имеем… Не так, как, к примеру, в Греции, где к исповеди допускаются лишь опытные духовники. Иной наш «костолом» в сане, возомнивший себя чуть ли не старцем, не столько лечит, сколь калечит немощные души. Так, что первый приход в храм после общения с ним оказывается и последним . Впрочем, существует и другая крайность, пожалуй, не менее пагубная… В коей либеральное снисхождение, беспринципное попустительство, соглашательство с грехом, лишь утверждает в нём, а души, если не ломаются, то медленно загнивают. Трудно сказать, что хуже…

Во всяком случае, приходя на исповедь к незнакомому священнику, я бы никому не советовал ничего более простого перечисления грехов. С утешительною мыслью, что пришли мы сюда к Богу; священник же – «точию свидетель есмь», свидетельство которого пред Господом в принципе не зависит от его личных качеств.