13 февраля 2019 г.
Спрашивает: Екатерина
Москва, Православие
Здравствуйте, батюшка. Две моих пожилых коллеги пьют крещенскую воду на работе, не натощак. Не то, чтобы просто, как обычную воду, а, например, перед обедом или когда плохо себя почувствовали. То есть, думаю, имеют страх Божий.  Пару лет назад я говорила,  что крещенскую воду можно пить только натощак. Но, правда, сказала это ненавязчиво,  как бы вскользь.  Потому что думала, что это их личные взаимоотношения с Богом, и что по вере их такой приём воды будет им не в осуждение. Люди они верующие, но невоцерковленные (насколько могу судить, общаемся только на работе). И теперь решила посоветоваться - как Вы считаете, нужно ли мне им напомнить как пить крещенскую воду?
И ещё вопрос. Одна из этих коллег как-то сообщила мне, что в молодости дела аборт. Сообщила как о самом обыденном деле. Я никак не отреагировала, промолчала. Нужно ли мне было ей сказать, что грех нужно исповедать?  Не собираюсь никого нравоучать, сама "хороша", поэтому молчу. Но я подумала, что, может быть, я хуже делаю своим молчанием?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Екатерина! Действительно нравоучать не следует. Ибо вообще ничто так не отвращает от веры, от Церкви, как назойливая навязчивость, или навязчивая назойливость, которую некоторые склонны воспринимать ныне чуть ли не как миссионерскую обязанность всякого мало-мальски воцерковлённого христианина. Но что хорошо для протестанта, худо для православного… Народ наш в целом более восприимчив к поступкам, нежели к словесной трескотне. Речь всегда от избытка сердца (Мф.12:34), но если в сердце пустота, то и самые правильные слова - не более чем пустышка, вызывающая разве что досадливую оскомину.

Но случается и такое, что молчанием предаётся Бог. И не только в ситуациях, когда на прямые вопросы относительно веры даются прямые же ответы. Если в вашем присутствии белое упорно именуется чёрным, а чёрное – белым, вы вправе спокойно с этим не согласиться. И даже в некоторой обязанности… Если женщина как о деле само собой разумеющемся говорит о своём аборте, то и о гибели души при её нераскаянии, как факте самоочевидном, можно говорить без всякого смущения. Споры и убеждения человека с сожжённой совестью – дело, как правило, бессмысленное, так что и того, что сказано, будет достаточно. Также и пожилым людям о правильном отношении к святыне, пожалуй, напомнить не лишнее. Только уже с большей деликатностью… Вразуми Бог!