12 февраля 2019 г.
Спрашивает: Елена
Новосибирск, Православие
Прихожанин: да
Батюшка, здравствуйте! Я устала ходить в храм, в это воскресенье не пошла на службу и испытала облегчение. Мне не хочется молиться, я стала сокращать правило или заменять на что-то другое. Например, вместо вечернего правила стала читать малое повечерие. Я устала от этой бесконечной борьбы помыслов и постоянного понуждения себя. Это занимает все мои небольшие силы, и от этой борьбы, вечно плохое настроение. Из весёлой и радостной женщины, я превратилась в какую-то "бабу ягу". И в то же время, есть страх навсегда отпасть от Церкви. Такое впечатление, что если ещё чуть-чуть не похожу в храм, то уже и не пойду никогда. Батюшка, что происходит?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Елена! Происходит то, что и должно происходить: Господь оставляет нас наедине с собственными немощами, и испытывает произволение. В этом отношении вы абсолютно не оригинальны. Притом, что и ваше «впечатление» вас не обманывает – если ещё чуть-чуть не походить в храм, можно в него и вовсе не вернуться. В целом «классика жанра»… Господь оценивает нас, но с одной единственной целью - дабы в своё время хоть за что-нибудь, даже за малое понуждение, даровать нечто несравнимое. Таков путь святых, да и вообще всех христиан, небезразличных к своей вечной участи. А вот уныние - уже некая «стратегическая» духовная неправильность. Часто от эгоизма, а иногда и от переоценки своих «молитвенных возможностей». Потому-то лучше иметь небольшое молитвенное правило, но чётко исполняемое, нежели неподъёмное, после оставления которого, как правило, действительно перестают молиться. Кстати, замена вечерних молитв на вычитывание повечерия (которое раньше в их качестве и использовалось), в некоторых случаях на чтение Иисусовой молитвы, и пр. – вполне нормальная практика. Ибо, как сказано, «келье устав не лежит» - в своей домашней молитве мы относительно свободны и вправе на некоторое вольное творчество, ограничением в котором за неимением духовника служат, разве что, соображения здравого смысла.

Ваше плохое настроение не столько от борьбы, сколько от того, что победа в ней ещё не одержана. К тому же мысленная брань сама по себе - лишь очевидное свидетельство, что и к тому, кто слева, вы тоже небезразличны. Пока он находит сродное в вашей душе, противостояние не прекратится. Но оно не бесконечно… Как и усталость. Ибо, как в монашеской жизни всегдашнее веселое радостное настроение – закономерная особенность настоящего «тёртого» инока, так и к вам оно сможет вернуться в новом и лучшем качестве. В дополнение к врождённому от Бога приобретённое… Только не опускайте рук, мы ведь не из-за ерунды воинствуем. Брань наша – не мелочные разборки, не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф.6:12). Если мы не будем в ней с Богом, в Церкви, то непременно проиграем. Укрепи Господь!