05 февраля 2019 г.
Спрашивает: Ангелина
Украина, Православие
Прихожанин: да
Отец Даниил, здравствуйте! Всегда ли послушание выше поста и молитвы? Мой вопрос (наверное, не только мой) в отношении архимандрита Ефрема из Афонского монастыря. Ведь россияне его очень полюбили, он привозил нам великую святыню - Пояс Пресвятой Богородицы. Мы молились за него, когда он был посажен в тюрьму и вдруг его приезд к раскольникам на Украину! То есть, его священноначалие благословило служить диаволу и он послушно пошел? Как же так?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Ангелина! По сути ваш вопрос риторический… Ибо в определённых обстоятельствах послушание не только не «выше», но и «ниже» не то что поста и молитвы, но и того, что принято считать делом нейтральным. «Послушание Церкви - это послушание вовсе не каким-то конкретным личностям (ибо людям, как известно, свойственно заблуждаться), но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и непреходящем многовековом святоотеческом Предании», - по слову современного греческого богослова Феодора Зисиса, книга которого так и называется «Благое непослушание и худое послушание?». Не может быть «послушания греху»…

Но всё же мне бы не хотелось осуждать заслуженного афонского старца. Хотя бы потому, что мы не знаем всех обстоятельств этого «мутного» дела. Ему всё же удалось избежать присутствия на так называемой «интронизации»... Но, а главное, не следует забывать, что существует промысл Божий, который и чрез падения «низводя и возводя», возвышает праведника, подвигая его к нелицемерному и глубокому покаянию. Честь, человеческая похвала, суетная земная слава духовно расслабляют даже адамантов духа… Но подлинное смирение чрез осознание своей немощи утверждает их ещё выше... Не очевидно пред людьми, но всегда перед Богом. Могу свидетельствовать об этом из личного опыта, ибо сам в своё время крестился у священника, пережившего до того трагедию, сходную с той, которую переживает ныне архимандрит Ефрем. «Проповедь через позор» - книжка уже нашего соотечественника протоирея Дмитрия Дудко, который после одной своей слабости пред лицом безбожной советской власти сумел впоследствии привести ко Христу сотни и тысячи людей.

Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин.8:7), - обращается Христос к иудеям, приведшим к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии. Никто не бросил… Так и мы в своей мнимой праведности станем подражать хотя бы этим совестливым людям. Бог весть, как сами поведём себя в трудной ситуации. Ибо мы не выше апостола Петра, когда-то отрёкшегося…