31 января 2019 г.
Спрашивает: Елена
Православие
Здравствуйте, батюшка. Лет 8 тому назад я заменила утреннее и вечернее правило Иисусовой молитвой. Поняла, что вычитывать больше не могу, а молиться не получалось. И только при Иисусовой молитве чувствую, что молюсь. И плачу, и молюсь, и каюсь, и опять плачу, и молюсь. Не только утром и вечером, но и днём, в любую свободную минуту. Помогали чётки, купленные в Дивеево, так ими и пользуюсь. Но года четыре назад я заметила какое-то раздвоение в себе: я одновременно и молилась, и могла думать о чём-то другом, или разговаривать с кем-то. Я испугалась, подумала, что шизофрения какая-то, раздвоение личности. Что с этим делать не знала и прекратила Иисусову молитву. Не совсем, конечно, но сильно сократила. Сейчас опять возвращаюсь к ней, понимаю, что без неё уже не могу, и думаю, что напрасно так её сократила. Хочется наверстать упущенное. И не пойму толком, как быть и что делать. Подскажите, пожалуйста.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Елена! В некотором смысле Иисусова молитва – молитва универсальная. В отдельных скитах Афона ею заменяют даже храмовое богослужение, кроме Литургии. И в идеале она должна быть непрестанной во исполнение апостольской заповеди - непрестанно молитесь (1Фесс.5:17). Такое возможно – опытные подвижники на том же Афоне Иисусовой молитвой молились и молятся даже и во сне. Всё упирается в вопрос, - каким образом этот идеал достигается… В общем порядке молитве учатся у тех, кто опытно в ней усовершенствовался. Кто-то по книгам… В исключительных случаях она раскрывается, как дар вследствие искреннего желания, стремления к Иисусовой молитве. Нечто подобное, к примеру, произошло с преподобным Паисием Величковским, который во многом в восемнадцатом веке явился возобновителем её практики. О своём молитвенном опыте вы не распространяетесь… И потому могу сказать лишь одно, - тот факт, что Иисусова молитва звучит параллельно мыслям или разговору – одна из ступеней её совершенствования. Такое бывает. И в сущности это явление не есть свидетельство духовной прелести. От которой, однако, никто не застрахован при условии любой горделивой оценки своего молитвенного делания.

Вообще, тема, которую вы затронули, не для короткого письма. Так или иначе, её касается вся святоотеческая литература. Но я в качестве подспорья посоветовал бы вам труды современного автора Николая Новикова. В первую очередь его четырёхтомник, талантливо компилятивный и вполне доходчивый, который так и называется «Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий». Особенно третий том. Четвёртый, насколько мне известно, в стадии написания…

Что же касается непосредственно вашего вопроса – как быть, что делать, то ответ на него простой – продолжать молиться…