23 января 2019 г.
Спрашивает: Екатерина
Православие
Здравствуйте, батюшка! Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы: 1) Я люблю проводить время одна, читать, просто сидеть в тишине или чем-то заниматься, но чтобы никто не мешал. Мне кажется, что это проявление моего эгоизма. И я очень боюсь, что это может помешать мне, если я буду выходить замуж. Иногда я сталкиваюсь с вопросом: а, может, мне вообще стоит оставаться одной? На молитве я иногда чувствую какую-то тягу к монашеству. Радость от молитвы, наверное, и кажется, что ничего счастливее нет. Я люблю спокойствие. Но это меня может пугать, т.к. и семью я бы тоже хотела, быть рядом с любимым человеком. И я не знаю, может, это просто мой эгоизм? Как распознать?
2) Когда-то, когда встречалась с парнем, я начинала задумываться о монастыре, душа хотела, но я боялась, тревожилась, и однажды мне пришла мысль, что, если я не пойду в монастырь, тот парень умрет. И я в страхе поклялась дома, стоя перед иконами, что пойду в монастырь. Но так получилось, что с парнем мы расстались, я никуда не пошла, мне в храме говорили, что мне замуж надо. На исповеди я постоянно каюсь в этом, но конкретно с батюшкой об этом не разговаривала, просто каялась. Нужно ли специальное отпущения этого обета? И нужно ли это когда-то всё-таки будет исполнять?
И вообще, клятвы нужно отдельно как-то снимать? Или достаточно произнести на исповеди? Все ли клятвы отпускаются или только по неразумию? Я поняла, что клясться нельзя, но было время, когда не осознавала этого. Сейчас переживаю, ведь грех преступать клятвы. А исполнять оказалось сложным.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Екатерина! Отец Василий (Росляков), иеромонах Оптиной Пустыни, убиенный на Пасху девяносто третьего года, человек замечательного христианского устроения, говорил как-то, что если не проведёт в тишине наедине с Богом хотя бы час, день потерян… Лишь в тишине и молитве человек может состояться, как личность не только самодостаточная, но и способная впоследствии делиться своим духовным опытом и богатством. Эгоизм в лени, в отказе от своих прямых обязанностей, но никак не в молитве, которая сама по себе созидает более любой другой человеческой деятельности. Так что, вам не следует ломать внутри себя что-либо. Но, а то, какой образ жизни избрать, надеюсь, сама жизнь подскажет в своё время.

Что же касается «специальных отпущений», то касаются они, прежде всего, прямого отречения от веры, участия в деструктивных сектах, сознательной практики оккультизма крещёными людьми… В таком случае над кающимися проводится особый архиерейский чин присоединения к Церкви. Но это не ваш случай. То, о чём вы пишете, скорее, недоразумение, принятие искушающего помысла, нежели сознательное выверенное решение. Для покаяния в нём достаточно простой исповеди.

Вообще же, клятва и обет – не одно и то же. Клятва всегда что-то самоуверенное, часто эгоистичное. И относительно неё в Евангелии полагается вполне недвусмысленный запрет, - а Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным (Мф.5:34-36). Обет, даже монашеский – обещание с оговоркой, - «ей, Богу споспешествующу…» - «да, обещаю, исполнить с Божьей помощью…». Если он подлинный, он в согласии с волей Божией, в гармонии с Божиим Промыслом, который, как сам знает, проявляется в жизни человеческой.