25 декабря 2018 г.
Спрашивает: Татьяна
Чебоксары, Православие
Здравствуйте, батюшка. Благодарю Вас за ответы. Подскажите, пожалуйста, что значит причащаться недостойно? Так получилось, что за пару месяцев я несколько раз исповедалась, а сейчас хотела бы причаститься. Раньше не могла, поскольку жила в блудном сожительстве, сейчас же, когда мы оформили отношения, хотелось бы причаститься. А перед этим Таинством нужно исповедаться. Сейчас у меня состояние, похожее на эмоциональное выгорание. Я не знаю какие ещё грехи называть на исповеди. Я не считаю себя безгрешной, но и что-то конкретное назвать не могу, разве что - бываю вспыльчива, ленива, люблю вкусно покушать и бесцельно потратить деньги. Прошлые блудные грехи я исповедала, нужно ли их еще повторять на исповеди? Меня пугает, что в душе возникла некая холодность. Если я раньше осознавала свои грехи, каялась, то сейчас, как бы в душе рассуждаю, что тяжкого ничего не делала: не убила, не украла. Нет такого же благодатного чувства искреннего покаяния, самобичевания, которые были раньше. Боюсь возгордиться и вообще перестать видеть свою греховность. Хочется причаститься, но боюсь, что без искреннего чувства покаяния это будет недостойно. Как поступить в этой ситуации?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Татьяна! Причащаясь, ориентируются не на эмоции, не на чувства, но на жизнь, как таковую. Чувства же, утешения, благодатные состояния – дар Божий, лишь некое приложение к жизни, отнюдь не обязательное, а в некоторых случаях и не вполне полезное. Бог ждёт от нас не чувств, а поступков – вместе с изменением сознания в них суть покаяния. И в целом трезвого отношения к жизни… О грехах, в которых вы раскаялись, и которые более не повторялись, говорить на исповеди не нужно. Но не искоренённые лень, вспыльчивость, чревоугодие, расточительность могут стать поводом для неё. Однако, не препятствием для причащения. Недостойное причащение, причащение в «суд и осуждение» - причащение с нераскаянными смертными грехами. С блудными, например… Вы же теперь можете причащаться. Притом, не ожидая каких-либо особых настроений, которых можно и не дождаться, и которые сами по себе, в общем-то, ни о чём и не свидетельствуют.

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12). В некотором смысле это рутинная работа, повседневный труд, в котором Бог споспешествует сокровенно. Обычно в начале обращения к Себе посылая особую благодать, давая Себя почувствовать, даром, а затем как бы отступая, и оставляя человека наедине со своими немощами.

Гордиться вам, кажется, нечем. Но и отлучать себя от Причастия не следует. Старайтесь приступать к нему регулярно. Сознавая, что вы только в начале пути к Богу, и на дороге этой возможны и подъёмы, и спады. Единственно, лень, духовное расслабление делают её непреодолимой. Эмоции же или, напротив, отсутствие их, как и всё случающееся в жизни, есть лишь средства вспомоществующие, или препятствующие на пути... Промыслом Божии закаляющие, воспитывающие, приготовляющие душу. Делающие её способной к приятию Царствия Небесного. Помоги Бог!