06 декабря 2018 г.
Спрашивает: Дарья
Здравствуйте! Известно, что "дары различны, а Дух один и тот же, и служения различны, а Бог один и тот же, и действия различны..." Есть талантливые люди среди верующих, но иногда они являются соблазном для других, например, есть духовные старцы, которых считают святыми, только потому, что они мудры и талантливы и умеют воздействовать. Как не заблуждаться? Почему, например, Евангельские волхвы оказались истинными пророками (хочется так их назвать), а болгарская пророчица осталась чужой в Церкви? Как Церковь относится к народным целителям, которые воздействуют на организм камнями? Иногда медицина не может вылечить, а травы и старинные рецепты помогают. Но верующий человек очень боится что-то сделать неправильно с православной точки зрения. А как же дары?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Дарья! Не все дары от Бога, ибо и дух не один и тот же. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов говорит об этом совершенно недвусмысленно, - не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин. 4:1). Бесы – тоже духи, и они абсолютное зло, даже если маскируются под ангелов света. И это притом, что есть люди, которые служат им вполне осознанно – Ванга, и подобные ей так называемые целители или экстрасенсы. Обычно скрывая свою тёмную духовную принадлежность, иногда же, пребывая в прелести, не сознавая её. Апостол пишет о критерии распознавания духов, - Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1Ин.4:2-3). По сути речь о принадлежности к Церкви. Что же касается соблазнов, исходящих от «талантливых верующих», то обусловлены они, как правило, отсутствием смирения и любви. В отношении «дара от Бога» человек абсолютно свободен, и может использовать его по собственному усмотрению не только на пользу, но и во вред себе и окружающим.

Всё иначе с дарами, происходящими от лукавых духов. Являясь злом в собственном онтологическом смысле, добро они могут лишь имитировать. Так и в отношении медицины, конечно, травы и старинные рецепты могут помогать, но если лечение хоть как-то сопряжено с оккультной составляющей, в конечном счёте оно приведёт к плачевному результату. Как в плане физическом, так и особенно в духовном…

В контексте вашего вопроса цитата из послания к Коринфянам апостола Павла, - дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же (1Кор.12:4-5), - некорректна. Речь в данном случае о другом…