03 ноября 2018 г.
Спрашивает: Наталия
Православная русская
Здравствуйте, отец Даниил! Что такое "деспотизм к самому себе", чтобы стать добрым, радостным верующим? Символ веры свидетельствует о истине Православия, это мне понятно. А что такое "дух Христов"? Мне казалось, это когда христиане собираются в церкви, исповедуются, причащаются, слушают проповеди батюшки, стараются измениться. А сейчас мне кажется, что сначала "дух Христов" нужно понять, проявить в своей жизни, а это не всегда строгая нравственность, это что-то удивительное, но я не знаю, как это раскрыть. Я перестала любить аскетичность веры, но когда богословствуют, слез нет.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)
Здравствуйте, Наталья! Духа Христова, или иными словами благодати Божией, без аскетичности веры не бывает. Или бывает неким залогом, который опять же впоследствии должен подтверждаться христианским подвигом. Без него вера – лишь пустопорожние разговоры за всё хорошее и против всего плохого. Во многом лицемерие, в котором даже самые правильные слова, отточенные мысли порождают дух, противоположный их смыслу. «Медь звенящую или кимвал звучащий» (1Кор.13:1)… Так богословствуют кабинетные богословы, не желающие признаться, что роскошь, изнеженность, амбиции, комфорт и подлинное богословие – вещи взаимоисключающие. Слез нет не от строгой нравственности, не от аскетичности жизни, а, напротив, от её отсутствия, а также от нелепого хаоса, который воцарился в вашей голове.