02 октября 2018 г.
Спрашивает: Сима
Тула
Батюшка, больше 10-ти лет прошло, как я пришла к вере. Но не стала ни доброй, ни умной, ни настоящей. Грехов только прибавилось. Не могу понять причину. "Возьми Крест свой и следуй за Мной"... А для этого, известно, что нужно подниматься вверх по лестнице. Но после первой, иногда, второй ступеньки, я начинаю летать в облаках, расстраиваться, а потом выпускать яд и желчь. И второй, и третий батюшка меня за это не любят, правду начинаю искать, беззаконной становлюсь в своих поступках. Однажды с верующим церковным подралась. Прошу прощения и ничего не могу с собой сделать, не могу избавиться от навязанных самой себе страданий. Больше конечно радостных моментов. И надоела мне вся эта бестолковщина, и не хочется никуда больше подниматься, и "приставать" к отцам-молитвенникам тоже. Если я буду сама по себе, без разрыва с Церковью, будет ли это правильным? Как таким людям спасаться в этом мире?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Сима! Если больше радостных моментов, к чему унывать? Или вы хотите всё и сразу? Преподобный Иосиф Исихаст – святой нашего времени, о своих первых зримых духовных плодах говорил лишь на двадцатом году подвижнической жизни. А его подвижничество, вообще-то – не чета нашему.

Не думаю, что грехов у вас стало больше, нежели было – вы просто лучше стали их замечать, а тот яд и желчь, которые периодически выпускаете – естественная реакция на попытки от них избавиться. Не воняет, простите, лишь то, что не трогают… Не умаляясь в своём качестве и количестве. Борьба же невозможна без ран, и не только без побед, но и без поражений.

Не могу судить об «отцах – молитвенниках», и втором, и третьем, которых вы огорчаете своим несовершенством. Но по идее духовник должен быть один. Ибо и само спасение, как сказано, «во многих советах, а не в советах многих». Можно, конечно, обходиться и вовсе без духовника, но боюсь, что в таком случае ваших ошибок и претыканий будет ещё больше.

Учитесь смиряться. Знайте свою меру. Ибо и само слово «смирение» в древнерусском языке писалось чрез «ять» - как «смерение» - мерность, умение правильно оценивать свои силы, не расслабляясь, и не обольщаясь, возлагая на себя бремена неудобоносимые, требуя от себя того, чего ещё не достигли. Подвизаясь в свою меру, Бог даст, будете в своё время и мирной, и доброй, и умной, и настоящей. Вразуми Господь!