29 августа 2018 г.
Спрашивает: Алексий
Самарская обл., Православие
Мысли святителя Феофана Затворника: "Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек". Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго, ибо вот какие этого рода грехи: "многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей". Практически все жители земли совершали подобные грехи. Зачем тогда на землю приходил Иисус? Получается - простить грехи тем, кому нет прощенья. Бред полный. Мой брат постоянно ходил в церковь, молился, соблюдал посты, бросил курить, часто беседовал с духовником. Теперь говорит: "я столько согрешил против Святого Духа". Я ему объяснил, что это не так, привел примеры, но он, похоже, не поверил мне, так как слепо верил Церкви. Сейчас он курит, пьет, не соблюдает посты, не ходит в церковь. Какой смысл человеку соблюдать всё это, если он не будет прощен?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)
Алексей! Если бы не было спасающихся душ, мир давно бы прекратил своё существование. Нет прощения тем, кто прощения не просит. Прочим – есть, в какие бы грехи они ни впадали. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13), - Христос говорит вполне определённо. Кроме нерадения о покаянии, есть ещё радение о нём. И, собственно, слова святителя Феофана лишь о том, чтоб предостеречь от первого, и призвать ко второму. Бог будет судить в том, в чём застанет. И если уж говорить о «полном бреде», то он в позиции вашего братца, в его «отчаянии или ненадеянии на Божие благоутробие», которое, кстати, на противоположное и спасительное меняется единственно здравым смыслом. Простите, ваш брат поверил не Церкви, не Феофану Затворнику, а своим помыслам, которые явно от лукавого и по его гордыне.