23 августа 2018 г.
Спрашивает: Екатерина
Москва, Православие
Здравствуйте, отец Даниил. Правильно ли я понимаю, что Господь постоянно принимает участие в жизни каждого человека, и всегда ежесекундно знает всё о каждом человеке? И все события в жизни каждого человека происходят  по воле Божией и при участии воли  человека? Читаю Евангелие и святых отцов, но недостаточно, и могу что-то понять не правильно. Пока я понимаю так, что Господь всегда меня слышит и видит: мои грехи, мои молитвы  и даже  мои "недомолитвы" видит и слышит тоже, когда я, например,  вычитываю правила, а мыслями где-то в суете.
И независимо от моего поведения Господь всё равно непрестанно  наблюдает за мной (и за каждым другим человеком). И с каждого человека спрашивая ответ за его поведение по Своей святой воле. Я, может быть, очень примитивно объясняю, но мне бы хотелось, чтобы Вы меня поняли, чтобы дать мне ответ.  Я засомневалась, правильно ли понимаю, не придумала ли я всё это? Недавно я прочитала, что молитвы могут не доходить выше потолка. А я представляла, что любые молитвы и слова Господь слышит. Но не всё принимает и исполняет. И ещё я тоже думаю,  видимо, также как Иван (ответ от 21 августа), что даже простая простуда послана Господом мне по какой-то причине (например, чтобы не была самонадеянной  или чтобы поусерднее молилась и пр.). Вразумите, спасибо за ответ!
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Екатерина! Вы всё правильно понимаете. Господь всеведущ и всемогущ. И Своим Промыслом участвует в жизни каждого человека. Вплоть до мелочей… У вас же и волосы на голове все сочтены (Мф.10:30), - говорится в Евангелии. Бог слышит и молитвы, и «недомолитвы», по-разному их оценивая и разнообразно реагируя. Но досконально знать,  понимать «суть событий» в их духовном преломлении – удел далеко не каждого. Быть уверенным и категоричным в этом вопросе, или даже пытаться таковым быть, значит проявлять зашкаливающее самомнение, что есть прямой путь к духовной прелести, от которой, собственно, я и пытался Ивана предостеречь.

Условно говоря, нам открыта воля Божия «стратегически» - в Священном Писании, Предании Церкви, в заповедях; что же касается «тактики» - самой жизни во всех её многообразных проявлениях, то здесь пространство для свободы, воли, рассудительности, оценкой которых и будет определена наша вечная участь.