17 августа 2018 г.
Спрашивает: Маргарита
Истра, Россия, Православие
Прихожанин: Ново-Иерусалимского монастыря
Добрый день, батюшка Даниил. Снова обращаюсь к Вам с вопросом. Всем уже известно, что грядёт пенсионная реформа, ущемляющая права многих граждан. В связи с этим в стране проходят митинги против её принятия. Но по телевизору показывают счастливых стариков, которые готовы "пахать" всю оставшуюся жизнь. Ясно, что всё в руках Бога, что только на Него вся надежда. В церкви молимся преимущественно о том, чтобы закончилось это враньё и воровство. Вы скажете, что всё это нам за грехи наши. Так в чём же мы так сильно провинились? Всё чаще посещает мысль уйти в монастырь, но дети, внуки, кредиты, обязанности перед мужем, перед матерью и т.д. и т.п. Засунуть голову в песок как страус, это ли выход? Остаётся только одно, молитва и ещё раз молитва. Как жить с миром в душе, если не получается? Спасибо.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

 Дорогая Маргарита! В монастырь приходят, а не уходят, если угодно. И не с тем «раздраем», который обосновался теперь в вашей душе, а хотя бы с начатком мира, о котором мечтаете, и который, кстати, от внешних обстоятельств зависит в самую последнюю очередь. Приходят отнюдь не из «страусиных» соображений, а дабы в этом мире утвердиться. Если же вы будете молиться преимущественно о том, чтобы закончились чьё-то «враньё и воровство», смею вас заверить, вы никогда его не приобретёте. И не только потому, что «враньё и воровство» никогда не закончатся (причём, дело тут не в конкретных правителях, а в самой природе ветхого человека), а потому, что сам посыл вашей молитвы – «праведный гнев возмущённого разума» для неё – ложное основание. «Дух мирен» и «борьба за народное счастье» - вещи, в общем-то, несовместимые; а допустимые лишь в той мере, в какой  второе строится на основании первого.

 Желаете мира души – стройте его внутри, а не «снаружи». «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов)  относительно церковной и общественной жизни ещё в середине девятнадцатого века. Если с тех пор что-либо изменилось, то только в худшую сторону, что, впрочем, совсем не отменяет спасения душ всех желающих её спасения. Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим.5:20), - по слову апостола Павла. Так святые исповедники парадоксальным образом в лагерях ГУЛАГа меж уголовников, бывало, чувствовали её более, нежели в монастыре среди единодушной братии. И вы почувствуете, если будете искать Бога, прежде всего. А только потом социальную справедливость, земное счастье, материальный достаток – вещи, безусловно,хорошие, но всё-таки прилагательные.