26 марта 2018 г.
Спрашивает: Вера
Православие
Здравствуйте, отец Даниил! В Покаянном каноне много сложных мыслей. Например, в Песне 5: "Нанесши, как великий Моисей египтянину, удар разуму, не убила еси, душе и как же, скажи, ты будешь вселяться в пустыню страстей покаянием?" Для чего нужно убивать разум и почему спасение приходит в пустыне страстей через покаяние? Нередко люди говорят о том, что у них Бог в душе. Понимаю, что людей в ограде церковной это раздражает, но если не получается победить себя: прийти в Церковь на службу, выполнить благословение, избавиться от дурных привычек, преодолеть себя, а верить хочется, тогда человек имеет право надеяться, что у него Бог в душе?Часто не получается отличить лень от усталости, не погрешительно ли думать очень усталому путнику, что на этом можно в своей вере остановиться?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Вера! В указанном вами стихе пятой песни Покаянного канона прп. Андрея Критского говорится о несовершенном покаянии. О том, что по видимости покаявшись, душа до конца не возненавидела грех, его причины и истоки. «Пустыня страстей» в данном случае – безгрешность. Достигнуть которую возможно, лишь «убив разум», иными словами, совершенно очистив его от приземлённого лукавого мудрования, которое лежит в основе всякого греха.

Надеяться, что «Бог у него в душе», человек, наверное, может, а вот обольщаться на этот счёт ему категорически противопоказано. Как грубовато, но весьма точно заметил кто-то - Бог не плесень, и из ничего в душе не заведётся. Жизнь святых, считавших себя, кстати, весьма далёкими от Бога – наглядное тому подтверждение. Жить по-свински и мнить себя вполне порядочным человеком – установка сравнительно новая. И крайне опасная. Ибо Бог спасает лишь кающихся грешников. Только при условии осознания, что в душе у тебя не Бог, а отвратительная гордыня, самообольщение, и бесчисленная тьма прочих нераскаянных грехов.

«Остановиться в своей вере» смерти подобно. Ибо статичных состояний в духовной жизни не бывает вообще. Всякая остановка в ней означает потерю, проседание, возвратиться из которого даже на «исходные позиции» - дело весьма проблематичное. И потому так важно трезво оценивать свои силы, не взваливать на себя «бремена неудобоносимые», но двигаться, исходя из принципов постоянства и постепенности, «работая Господу со страхом, и радуясь Ему с трепетом» (Пс. 2:11).