09 февраля 2018 г.
Спрашивает: Айвар
Даугавпилс, Католик (пока)
Здравствуйте! В Символе Веры есть слова: "рожденного, не сотворенного"... Разве быть рождённым не значит быть сотворённым? И как понимать слова: "держи ум свой во аде и не отчаивайся"? Или это не касается простых смертных?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Айвар! В «Символе Веры» о Втором Лице Святой Троицы сказано не только как о рожденном, несотворенном, но и как о единосущном Отцу, как о бывшем «прежде всех век», то есть всегда, до начала времени и сотворения видимого мира. Сын рождается от Отца в отличие от Третьего Лица Троицы – Святого Духа, который от Отца исходит. В данном случае рождение означает не творение, как таковое, но некий образ соотношения Лиц внутри самой Святой Троицы, во многом таинственный.

Слова преподобного Силуана Афонского – «держи ум свой во аде и не отчаивайся» касаются смертных, не склонных обольщаться относительно своей «праведности». Дело в том, что человек по своему падшему естеству – существо погибающее. Спасает его Христос, Спаситель. Но даже для желающих спасения дело это не само собой разумеющееся. Тот же апостол Пётр вырисовывает в своём Послании довольно мрачную перспективу, - и если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? (1Пет.4:18). Но несмотря на это отчаяния быть не должно… Само покаяние, если оно подлинное, есть дело радостнотворное. Рождающее надежду, а не уныние и отчаяние.

Держать ум свой во аде, значит помнить о смерти. Эта память удерживает от греха. И по мере веры избавляет от безысходности.