02 февраля 2018 г.
Спрашивает: Ева
Православие
Батюшка Даниил, здравствуйте. У меня есть непонимание, пожалуйста, разъясните. Почему наша Православная вера, которая была до реформ Патриарха Никона, после их принятия стала называться старообрядчеством? Мне не понятно, почему так. Ведь люди, истинные православные христиане защищали её ценой своей жизни, известно, что на них были гонения. Сейчас пишут, что они ставили на первое место в Церкви обряды. Но ведь кто верен в малом, тот и в бо'льшем остаётся верен. Как мне видится, люди отстаивали Веру, то, что они унаследовали от Святых Отцов, своих предков, родителей. Не являются ли они мучениками за веру? Ведь они могли принять реформы и остаться живыми. Я иногда думаю, что если сегодня будут какие-то реформы в Церкви, то вряд ли люди с ними согласятся. К примеру, скажут, что надо креститься, складывая пальцы по-другому или изменят Символ Веры, как это было при Патриархе Никоне. И окажется, что те кто принял новшества, истинные христиане, а кто отстаивает старые традиции, отступники от Веры. Спасибо Вам за разъяснение.
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Ева! Простите, при Патриархе Никоне «Символ Веры» не меняли. Не нужно писать неправду, впадать и вводить в заблуждение… Вообще его реформы не привнесли в жизнь Русской Церкви ничего принципиально нового, но лишь обратили её внешнюю сторону к единообразию со сложившимся строем Церкви Вселенской. В некотором смысле Патриарх Никон был более консервативен, чем так называемые старообрядцы, которые на самом деле были, скорее, «новообрядцами», ибо ставили отдельные новоприобретённые черты русского Православия в положение, в котором национальная сторона церковной жизни начинала превалировать над святоотеческой. Всё это, питаясь известным горделивым духом, таило в себе опасность превращения его в своего рода сектантское образование. В общем-то в сектантство старообрядчество и выродилось. Вполне в подтверждении своей неправоты, всё более разделяясь на разнообразные толки, и всё далее удаляясь от Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Пишете, что старообрядцы «могли принять реформы и остаться живыми». И опять как будто лукавите… Светские власти раскольников преследовали (также, кстати, как и Патриарха Никона, осуждённого с ними на одном соборе), но не казнили. Речь может идти об их самосожжении, по сути, о самоубийствах. Впрочем, их предводитель протопоп Аввакум был действительно казнён, однако, не за антицерковную, а за свою антигосударственную деятельность.

Мне трудно представить, что будет, если введут новый «Символ Веры» или заставят креститься каким-то неведомым образом. Всё это из области фантастики. Притом, что гнали в своё время не только старообрядцев, но и откровенных еретиков, язычников, смутьянов… Объявлять их всех святыми мучениками язык почему-то не поворачивается.

Если же говорить об истинных христианах, то оказывается, что для того, чтобы ими быть, одного личного благочестия недостаточно. Важно также уметь подчиняться соборному церковному разуму, а не только личному мнению отдельных, пусть даже праведных и ревностных священников.

Вопрос ваш сложный, а во многом и провокационный. Как сложна сама жизнь, в которой люди, «правые в малом», могут заблуждаться «глобально», единственно из-за недостатка смирения и неумения за частным видеть главное.