11 января 2018 г.
Спрашивает: Сергей
Воронеж, Православный
Прихожанин: Прихожанин
Добрый вечер Ваше Высокопреподобие, отец Даниил! Хотелось бы узнать, существуют ли какие-либо косвенные признаки для личного определения, не отвратился ли я с правильного пути в моей духовной жизни (или так - нахожусь ли я вообще на этом пути)? И есть ли у Вас (священников), такие критерии, по которым вы можете определять духовное состояние ваших постоянных прихожан или ваших духовных чад? Спаси Бог.
Отвечает: иг. Даниил (Гридченко)

Здравствуйте, Сергей! Кроме косвенных признаков неправильности духовной жизни, или жизни вообще, существуют и прямые. А именно – смертные грехи… На что вполне определённо указывает апостол Павел, - или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют (1Кор.6:9-10). Впрочем, не обманываясь в очевидном, не следует обольщаться и в косвенном. Подобно евангельскому фарисею при всей своей внешней праведности, и даже благодарности Богу, осуждённому единственно за превозношение и осуждение несчастного мытаря (Лк. 18:11).

В целом теплохладность, неведение своих грехов – главный критерий наступающей духовной смерти, отсутствия духовной жизни как таковой. Искренность покаяния – критерий её успешности; самомнение, сопряженное с некоторыми знаниями и молитвенными усилиями – состояния, чреватого духовным заблуждением или даже прелестью. Притом, что существует множество нюансов, связанных с индивидуальными особенностями человека, с его характером, полом, возрастом, воспитанием, образованием, степенью воцерковлённости, которые опытный духовник будет оценивать в каждом конкретном случае.