09 ноября 2017 г.
Спрашивает: Анисия
Реутово, Православие
Здравствуйте! Почему православные не верят в судьбу? Разве у Иисуса Христа не было судьбы, которую Он добровольно выбрал? Разве всё зависит от человека? В вопросах веры, могу согласиться, но в остальном, какие бы человек не употреблял усилия, если это противно воле Бога - все напрасно. Как православному относиться к психологии?
Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Анисия! Христос выбрал не судьбу, но добровольный подвиг во спасение рода человеческого. Притом, что и в отношении каждого человека действует промысл Божий, который понятию судьбы отнюдь не идентичен. Судьба в обычном её понимании, в отличие от промысла Божия о каждом человеке, который лишь ненавязчиво напоминает и мягко руководствует – нечто неизменное, механическое и запрограммированное. Между тем, внутренне человек абсолютно свободен… Свободен настолько, что может воспротивиться своему Творцу и собственному спасению. В том, чтобы человек губил свою душу,  воли Божией нет. Тем не менее, он её губит зачастую, добровольно и без всякого принуждения. И хотя в исключительных случаях Бог прямо противостоит человеку,  пресекая зло (сделать Ему это не трудно, и так бывало, например, во времена Всемирного Потопа или гибели Содома и Гоморры), но в целом даёт ему и человечеству проявить свою свободу в полном объёме и до конца. В ней одна из характернейших черт образа Божия, по которому человек создан.

 Что же касается психологии, то относиться к ней можно по-разному. Потому уже (и сами психологи об этом свидетельствуют), что сама она нечто разнообразное, и в некоторых частях себе противоречащее. Психология – человеческое,  прикладной инструмент, мало что объясняющий, но который   именно как инструмент со знанием дела и с осторожностью в некоторых случаях может быть использован.

Вера, духовная жизнь – то, что больше человека, несоизмеримо выше его в его психологическом аспекте, дар благодати Божией, с психологией никак не соприкасающийся, или же соприкасающийся косвенно.