28 июля 2017 г.
Спрашивает: Мария
Кемерово, Православие
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, может ли так быть, что если молишься о человеке, об изменении ситуации в лучшую сторону для всех, а ситуация не меняется по причине того, что сам человек не хочет никаких изменений, сопротивляется и не хочет менять свой образ жизни, а молимся мы как бы насильно за этого человека? (Он, конечно, не знает, что за него молятся).
Т.е. пока человек не осознает, что надо менять свою жизнь, Бог не сможет его заставить. Конечно, молиться нужно обязательно, но ведь требуется и желание самого человека, за которого молятся, сделать шаг навстречу, т.е. ничего не произойдет, если этот человек сам не захочет, чтобы это произошло. Получается так, что молишься за кого-то, но этот человек движется в совершенно противоположном направлении. И тогда молитва лишает уверенности в способности молиться. Любая молитва имеет огромную силу, но есть тот, кто отвергает эту силу, - это человек, за которого молятся, и тогда молитва становится бездейственной. Наверное, молитва предназначена не для того, чтобы заставить людей что-то делать, а для того, чтобы дать Богу возможность подвести к правильному решению. Но если человек не желает меняться, то тогда придется смириться с его выбором. Немного поясню, что молимся о снохе, которая очень много бед натворила, живет во зле, ненависти, обмане и всех проклинает незаслуженно. Простите. Может, написала сумбурно, но вся наша семья в отчаянии. И еще: чувствует ли что-нибудь человек, когда за него молятся, и какие чувства он может испытывать, т.е. действует ли на него читаемая за него молитва? Молимся молитвой по соглашению около двух месяцев, но отношения с человеком только ухудшились. Спасибо.
Отвечает: иг. Даниил (Гридченко)

Мария! Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1Ин.5:16), - пишет апостол Иоанна Богослов. Грех к смерти – сознательное противление истине по свободному человеческому выбору, который есть неотъемлемый дар Божий. Вообще молитва – присутствие Бога в жизни человека, которое может быть и нежелательным в случае, если жизненное целеполагание видится в явно безбожных смыслах. Тогда молитва только раздражает. Кстати, именно на этом положении основан запрет на поминовение на проскомидии Литургии людей, пусть даже и крещёных, но сознательно ведущих антихристианский образ жизни.

Молитва помогает тем, кто помощи Божией желает. Притом, что если человек заблуждается искренно, она может и «ломать», и «крутить», и являть результаты весьма далёкие от тех, которые были «запрограммированы». Но и тогда она во спасение, которое, по сути, только и является окончательным благом человеческой жизни. Явных же безбожников молитва лишь озлобляет.