Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского монастыря Нового Иерусалима
О Новом Иерусалиме
Глазами паломника
Палестинская агиография
К юбилею РДМ
Документы
Издания
Богородичная Пасха: праздник Успения Богородицы на Святой Земле

5 сентября - Отдание праздника УСПЕНИЯ  ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Крестный ход с плащаницей Божией Матери, ежегодно совершаемый в Гефсимании в воспоминание Ее блаженного Успения – одно из самых торжественных и умилительных богослужений Иерусалимской Православной Поместной Церкви.

Событие праздника

Согласно Священному Преданию, после Вознесения Своего Божественного Сына Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь. Затем Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей через три дня Ее кончине. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Иерусалимскую Церковь.

В день Успения Богородицы в Иерусалиме чудесным образом собрались для прощания с Божией Матерью почти все апостолы, кроме апостола Фомы. В момент Ее кончины воссиял неизреченный Свет Божественной Славы, кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством Ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу, прося благословить всех почитающих Ее память. Затем Она радостно предала Свою душу в руки Господа. Этот момент мы видим на иконах Успения: в центре лежит почившая Богородица, лик Ее мирен и тих. А на руках Христа в виде младенца душа Его Пречистой Матери.

01207_.jpg

Икона из праздничного чина церкви Успения 
в с. Волотово под Новгородом. 1470-1480-е гг. 
Новгородский государственный 
историко-архитектурный и художественный 
музей-заповедник

Началось торжественное перенесение тела Богородицы из Иерусалима в Гефсиманию, где Пречистая повелела похоронить Себя. Иерусалимские христиане пели торжественные гимны, псалмы, с умилением провожая Матерь Божию в последний путь. Но не все разделяли их чувства. Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония, попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки (этот момент также часто изображают на иконах праздника). Он получил исцеление лишь после покаяния. Таким образом, ничто не смогло нарушить торжественности происходящего действия. Приснодева Мария была с честью погребена.  

Стопами пилигрима

Место погребения Пресвятой Богородицы издревле почиталось верующими, не прерывался поток богомольцев, желающих попасть сюда. В наше время путь паломника, желающего посетить в места, связанные с Успением Божией Матери, начинается с горы Сион. Здесь расположен католический храм в честь Успения Богородицы. На этом месте в древности был дом апостола Иоанна Богослова, в котором и наступила кончина Божией Матери. В крипте храма в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.

Первая церковь над Гробом Богородицы была выстроена в 326 году по приказу Елены, матери византийского императора Константина. На Шестом Вселенском соборе христианской Церкви (680-681 годы, Константинополь) было решено вскрыть Гробницу Богородицы; предание гласит, что в гробе были обнаружены погребальные пелены и Пояс.

01_Marys_Tomb_Jerusalem.jpg

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании

Затем паломники направляются к Гробнице Богородицы, расположенной в Гефсимании. Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона (или Иосафатовой долиной), в которой расположено кладбище. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое – у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была впоследствии погребена вместе с Иоакимом. Здесь же нашла место упокоения и ее Дочь.

Уже в IV веке над гробницей Божией Матери был воздвигнут храм, имевший в плане форму креста. Церковь сильно пострадала при персидском нашествии, была перестроена крестоносцами, затем вновь разрушена мусульманами. Игумен Даниил, совершивший паломничество на Святую Землю в начале XII века, так описывал это место в своем повествовании:

«Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, – на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».

02_Tomb_of_the_Virgin_Mary.jpg

Храмовая лестница

В XI столетии первоначальная церковь была разрушена, но в 1161 году храм был отстроен заново под присмотром Мелисенды, дочери иерусалимского короля Балдуина II де Бурга. Мелисенда Иерусалимская после ее смерти была похоронена в крипте церкви Успения Богородицы.

Современный православный храм на этом месте сохранил первоначальный крестообразный план. Вход в церковь, большей частью, находящуюся под землей, находится в южной части здания, к нему прилегает небольшая площадь. Внутрь храма Успения Богородицы ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. По ней паломники проникают непосредственно во внутреннее, подземное, пространство храма. На 23-й ступени в нише справа расположены гробницы праведных Иоакима и Анны, а слева – праведного Иосифа Обручника.

Спустившись в Успенский храм, можно увидеть небольшую часовню-кувуклию из мрамора площадью примерно 2 х 2 метра с двумя входами (паломники попадают в кувуклию через западный вход и выходят через северный). В кувуклии находится одна из величайших христианских святынь – Гроб Богородицы – каменное ложе, на котором покоилось тело Пресвятой Богородицы. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании (монастыря, расположенного близ Храма Гроба Господня) крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы, повторяя апостольский погребальный маршрут.

1346150000_.jpg

Иерусалимская икона Божией Матери

В восточной части церкви можно видеть Иерусалимскую икону Божьей Матери, которая считается чудотворной и весьма почитаема православными чудотворная икона.

Придел Иосифа принадлежит Армянской Апостольской Церкви (с 1814 года). В церкви Успения Богородицы в Гефсимании расположены также православные престолы св. первомученика Стефана и свт. Николая Чудотворца, армянский престол у западной стены кувуклии, коптский и сиро-яковитский престолы. Мусульмане тоже почитают Деву Марию, для них в храме устроена особая молельня. 

Богослужение

По древней традиции праздник Успения Божией Матери на Святой Земле отмечается несколько дней. Праздничные торжества в Иерусалиме начинаются 25 августа, за три дня до самого праздника, в день преставления Пресвятой Богородицы, когда по Преданию апостолы чудесным образом собрались из разных мест, чтобы проститься с Ней, лежащей на смертном одре.

Богомольцы на Успение.jpg

Богомольцы на крестном ходе

В эти дни Иерусалимский Патриархат проводит крестный ход, Чин погребения Божией Матери и затем Божественную литургию в сам день праздника. Крестный ход символизирует перенесение апостолами пречистого тела Матери Спасителя из Иерусалима в Гефсиманию для погребения. В эти дни храмы и улицы Иерусалима заполняются многочисленными паломниками из разных стран.

25 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи игумен Гефсиманского Успенского монастыря совершает Божественную литургию. По ее окончании в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед хранящейся на подворье Плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится Гробница Пресвятой Богородицы.

Процессия архиереев, священников, монашествующих и многочисленных мирян со свечами и ветками базилика отправляется с площади перед храмом Воскресения по Крестному пути Спасителя в направлении Елеонской горы. Медленно и торжественно верующие сопровождают плащаницу Божией Матери. Это перенесение называется лита́нией.

В предшествии клира настоятель Гефсиманского подворья несет на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой саму Плащаницу. Она представляет собой вырезанную по контуру фигуру Божией Матери, возлежащей во Гробе, образ с обеих сторон обложен серебряным окладом с позолотой, а венец украшен драгоценными камнями.

11-jerusalem-mary-sarcophagus.jpg

Гробница Богородицы

В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, икона-Плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения. Паломники возжигают свечи. Свечи полагаются на ступенях, ведущих к Погребальной пещере Богородицы.

Согласно церковному Преданию ученики Христовы в течение трех дней пребывали у Гроба Божией Матери, воспевая псалмы. Как говорит святитель Филарет Московский, полное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши Гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее Самой услышали слово утешения: "Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни"». Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица оставила в дар и благословение Свой Пояс, который упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре во имя святой Марии Магдалины.

27 августа, за день до праздника, в 9-10 часов утра в Гефсимании по обычаю начинается Чин погребения Матери Божией с участием Иерусалимского Патриарха. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию.

pogrebenie-chin.jpg

Чин погребения Божией Матери

По дороге икону встречают богомольцы, целуют лик Пречистой и подносят к иконе детей. За духовенством в два ряда шествуют монахи и монахини Святого Града. Шествие продолжительностью около двух часов завершается пара́клисом (молебным каноном) в Гефсиманском храме. Вместе с чтением 17 кафизмы Псалтири поются похвалы, подобные совершаемым в Великую Субботу. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится Плащаница Пресвятой Богородицы.

В самый день праздника Успения, т.е. 28 августа, когда по церковному преданию апостолы вместе с прибывшим позже апостолом Фомой обнаружили, что Гроб Божией Матери пуст, совершается торжественная Литургия, за которой христиане причащаются Святых Христовых Таин.

В день отдания праздника, 5 сентября, снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святую Плащаницу Богородицы несут священнослужители во главе с настоятелем – архимандритом Гефсимании.

Так величественно и торжественно отмечает Церковь память Той, Которая при жизни была тиха и скромна, стремилась во всем исполнить не Свою, но Божию волю. За то и воздал Ей Господь немеркнущей в веках славой и особенною любовью всех христиан.

* * *

Священномученик Серафим (Чичагов). Из слова в день празднования Успения Божией Матери:

«Духовная сила и всемирная слава Богоматери открылась людям только по Ее Успении. Вся Ее жизнь была преисполнена величайшими испытаниями, скорбями, уничижениями, подозрениями от ближних даже и тайными, сокровенными подвигами с детства. Безмолвствуя среди шумного мира, Она кротко и смиренно наблюдала за евангельскими событиями из народной толпы, которая сопутствовала Христу, и слагала все в Своем сердце. Точно таинственная луна, светила Она тихо и издалека, заимствуя Свой Божественный свет от Сына Божия, как Вечного Солнца, располагая всех к молитве и созерцанию величия Спасителя мира и беспредельной любви Благодетеля человечества, и только по временам, изредка, скрывалась в лучах Его небесной славы…»

По материалам открытых источников

STSL.Ru