Предстоятель
Встреча с Православием
Азбука веры
Апологетика
Подвижники благочестия
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
КО ДНЮ ПАМЯТИ... Мысли по поводу первого исполнения «Музыкального дневника» священномученика СЕРАФИМА (Чичагова)

Ко дню памяти 11 декабря

Почти на столетие затерялся среди сочинений Чайковского, Римского-Корсакова, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Гречанинова — дневник» священномученика Серафима (Чичагова). На сегодняшний день «Музыкальный дневник» с автографом чудом предстал перед внучкой священномученика Серафима игуменией Серафимой (в миру ученого-химика, проректора института, лауреата Государственной премии).

На Светлой седмице 1999 года ноты, при необычном стечении обстоятельств, были приобретены в букинистическом магазине С.-Петербурга друзьями матушки и привезены ей как Пасхальный подарок. О том, что «Музыкальный дневник» существует, никто не знал, так как архив владыки при аресте был конфискован, а затем уничтожен.

Пути Господни неисповедимы. Не случайно Господь до времени утаил от людей эти драгоценные музыкальные “притчи” владыки Серафима. А явил их в день сегодняшний, полный нечистоты и смущения, и в искусстве также. «Всуе мятется всяк земнородный» — это как раз то состояние, которое напрочь отсутствует в благодатных “музыкальных проповедях” владыки Серафима, хотя они и насыщены скорбями — «сеющий слезами — радостию пожнет».

Владыка в Листках «Музыкального дневника» ведет нас как бы по апостольскому пути — «страдания, терпение, опытность (по славянски опытность — искусство), надежда и, наконец, Благодать Святаго Духа». В своих проповедях владыка подчеркивал — «грех доводит до болезни, и страсть — корень недугов». И он эти недуги исповедует, и своим архипастырским слухом слышит основу страданий, и звуками как бы лечит их.

Воля Бога-Творца — дар творчества. Свободная воля будущего автора — воспользоваться этим даром, услышать волю Божию и не исказить ее. Свободная же воля исполнителя — воспользоваться талантом, даром Божиим, донести до слушателя волю автора, и не исказить в ней волю Творца, волю Божию. Владыка же, кстати, великолепно сам владел техникой исполнения на фортепиано и фисгармонии.

Образ Спасителя во весь рост в белом хитоне, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым). Храм во имя пророка Божия Илии (Москва, Обыденный переулок)
Образ Спасителя во весь рост в белом хитоне, написанный митрополитом Серафимом (Чичаговым). Храм во имя пророка Божия Илии (Москва, Обыденный переулок)
Музыкальные образы владыки Серафима воспринимаются почти так же, как его два иконописных образа, дошедших до нас. Когда вы видите «Спасителя в белом хитоне» или «Стояние Преподобного Серафима на камне», то своей чистотой и совершенством они открывают ваше сердце Богу, молитве. И никому не приходит в голову рассуждать — в чьем стиле они написаны, Ушаков или кто еще? Нет. Это Богом данный талант митрополита Серафима.
Икона прп. Серафима Саровского, молящегося на камне. Написана владыкой Серафимом (Чичаговым). Храм пророка Божия Илии (Москва, Обыденный переулок)
Икона прп. Серафима Саровского, молящегося на камне. Написана владыкой Серафимом (Чичаговым). Храм пророка Божия Илии (Москва, Обыденный переулок)

Сейчас многое меняется. Хотя, конечно, культура русского Православия сегодняшнего дня много отличается от Православной культуры начала века. Она, в массе своей, вытоптана, хотя и возрождается, и традиции возрождаются, и их стремятся очистить, в меру понимания, от всего чуждого, и Церковь Православная расширяется и утверждается, хотя и много очень ереси вокруг. Поэтому нам так дорого появление «Музыкального дневника» владыки Серафима (Чичагова) именно в это промыслительное для нас время. Владыка, пользуясь языком русского романтизма, создал галерею запоминающихся чистейших, мудрых, чудесных музыкальных образов. Образов более всего для индивидуального, семейного воспитания.

Хочется верить, что русские люди с радостью потянутся к этому богоносному и целомудренному источнику — «Музыкальному дневнику», этим “музыкальным проповедям” священномученика.

Судя по первым исполнениям 1999 г., прошедшим в Москве: 28 апреля в Доме-музее А.П. Чехова — «Русская музыка на Пасху»; в Парадном зале Российского Фонда культуры, в знаменательный день «Всех святых, в земле Российской просиявших» 13 июня, где также исполнялись и часть его вокального цикла и духовно-хоровые его произведения; на «Дютьковском фестивале» 22 августа 1999 г. в доме-музее С.И.Танеева — это именно так. Народ жаждет его.

 Адриан Егоров, лауреат Международного конкурса пианистов в Париже, первоисполнитель «Музыкального дневника»

Источник: "Ныне и присно", Русский журнал для чтения, 2004, № 2, стр.41