Предстоятель
Встреча с Православием
Азбука веры
Апологетика
Подвижники благочестия
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Они не знали, что мы семена

7 февраля - память Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской …

«Они пытались похоронить нас, но они не знали, что мы семена», - гласит мексиканская пословица. Эти слова в полной мере можно применить к мученикам за Христа, ведь историками подмечена такая парадоксальная вещь: там, где были гонения, Церковь возрастала и укреплялась в духе, а физическое уничтожение христиан вело к увеличению их числа впоследствии. Есть даже такое выражение: «кровь мучеников - семя Церкви», и в свете этого подвиг целого сонма исповедников российских, пострадавших за веру в XX веке, трудно переоценить...

Просто умерли?

Математически проверить вышеупомянутую закономерность, конечно, крайне сложно или невозможно вовсе. Остается лишь признать факт: десятки тысяч священников и мирян были расстреляны или погибли на допросах и в ссылках за якобы антисоветскую пропаганду, хотя большинство из них никогда не призывали к свержению режима, а просто не скрывали своей веры, пытались защитить свои храмы, святыни от поругания или не пожелали перед лицом мучителей отречься от Христа. Одним своим существованием они были укором власти, ненавидевшей Бога. И, несмотря на столь широко развернутое в советский период целенаправленное истребление христиан и Церкви как таковой, она выжила и получила новый этап развития.

Приведенная мной мексиканская пословица, скорее всего, восходит к словам Евангелия: «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12:24). Духовный закон подтвердился и на этот раз. И сегодня все мы имеем возможность без страха и упрека посещать храмы, открыто исповедовать свою веру, открывать свет Христовой истины всем, кто только пожелает.

Когда этот процесс только начался в конце 80-х, люди ринулись в Церковь: кто-то видел в этом форму декадентства, кто-то интуитивно искал пищи для своей изголодавшейся по правде души, кто-то чувствовал свою созвучность с христианством и наконец получил долгожданную возможность поступить по велению своего уже верующего сердца. Мотивы могли быть разные, но многим (порой не благодаря, а вопреки) по-настоящему удалось встретить в Церкви Христа.

Сегодня же среди нас есть те, кто, переступая порог храма, не задумывается ни о временах гонений, ни о временах религиозного «бума» и, как следствие, не умеет ценить данного нам времени спокойствия и благоденствия. А иные даже раздражаются от любых проявлений церковной жизни, от одного вида храмов или звона колоколов. На мой взгляд, это сродни тому, чтобы негодовать о победе в Великой Отечественной войне, мол, были бы под немцами, ели бы копченые колбаски и пивом запивали, да на германских машинах все поголовно ездили. Кощунство подобных высказываний и даже мыслей совершенно очевидно.

Сохранность и возрождение Русской Православной Церкви, пусть и со множеством еще не решенных проблем и вопросов церковной жизни - но живой реальной жизни, - во многом плод мученического подвига наших еще совсем недавно живших соотечественников. И если мы пока не в состоянии до конца осознать и оценить этот подвиг по достоинству, то просто примем как данность, поверим тысячелетнему опыту христианства.

Почитание: как научиться?

Взрыв колокольни Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова, начало 30-х годов XX векаЭто бывает очень тяжело, тем более что взаимосвязь вроде бы неочевидна.

Секретарь епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия священник Максим Плякин поясняет:

- Сегодня почитание новомучеников нельзя назвать до конца осознанным и глубоким даже среди постоянных прихожан храмов. Исторически народное почитание святых складывалось постепенно еще до официальной канонизации, и сначала собирались свидетельства о чудесных явлениях благодатной помощи по молитвам еще не прославленным подвижникам, затем начинался сбор материалов об этих людях для прославления их в лике святых. Ситуация, которая у нас сложилась в XX веке в России, аномальна с точки зрения всей истории христианской святости. Новомученики за редким исключением становились известны верующим лишь после канонизации, когда обнародовались материалы по следственным делам и стал очевиден масштаб произошедшей трагедии.

И потом, ведь куда как проще почитать каких-то святых, с жизнью которых связано множество чудес или необъяснимых событий. А новомученики - вроде бы обычные люди, жившие чуть раньше нас, порой ничем особо не выделявшиеся, а потом так же тихо и незаметно отдавшие свои жизни за Христа. Знакомые или родственники наших знакомых, иногда даже наши собственные родственники, а тут - в святые. Не очень-то получается благоговеть.

Но если вдуматься, в этой простоте и обыденности как раз и заключается их главная тайна. Что же было в их сердцах такого, что они выбрали верность Христу даже до смерти. Разве это просто?! Разве им не было невыносимо страшно и невыносимо больно, например, во время конвейерных допросов, длившихся зачастую сутками без перерыва?! Разве не ставили их, как и древних христианских мучеников, на грань того, что способен выдержать человек?! Но они выстояли - не предали. Хотя эти люди были частью того самого общества, которое настолько потеряло веру и внутреннее благочестие, что допустило случиться такому разгулу зла и откровенного безбожия. Разве это не повод проникнуться почтением ко всем этим людям, настоящим христианским благоговением перед святостью, которая вдруг стала для них единственным возможным выбором?!

Мы редко об этом задумываемся и редко примеряем на себя, потому что страшно и чаще всего нелицеприятно. Но по этой причине и не можем душой сблизиться с ними, согреться в лучах обретенной ими у Господа славы. А ведь все они являются молитвенниками за свое земное Отечество и за всех нас перед Богом. И, конечно, каждый может просить их в молитвах о том, чтобы они научили верности и мужеству во все дни жизни и в самых, казалось бы, простых вещах, ибо «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом (Лк. 16:10).

Все пострадавшие за веру на самом деле не жертвы - победители. Но победа их не от мира сего.

«Саратовская областная газета» № 11, 26 января 2016 г.

Еparhia-saratov.ru