Предстоятель
Встреча с Православием
Проповеди
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского монастыря Нового Иерусалима
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово в день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

                                
  Христианство, которое мы имеем – религия, основанная апостолами. В день Святой Троицы, в Пятидесятницу Церковь рождается и получает своё развитие в жизни апостолов. А ещё раньше  слова апостола Петра: Ты еси  Христос, Сын Бога Живаго – слова, которые каждый раз произносятся перед причастием, - делают его камнем и основанием веры.   

               Когда Спаситель говорит о жертве, жертвенном пути, о превосходящем всякое разумение таинстве спасения, многие из учеников Его восклицают: «Как Он может дать есть Свою Плоть, какие странные слова, кто может это слушать?» Никто не хочет креста, и многие из учеников отошли от Него, как сказано в Евангелии. И когда Господь, видя смятение даже самых близких, спрашивает: Не хотите ли и вы отойти? – верою и любовью Петр побеждает малодушие: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. Однако он должен узнать и несовершенство своей любви.  Узнав о предстоящих крестных страданиях Господа, Пётр умоляет Его: Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи! – и слышит в ответ: Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, ибо ты думаешь  не о Божием, но о человеческом. Теми же словами Христос отверг ранее дьявола, когда тот искушая Его, предлагал Ему властью и чудом, а не любовью всех привлечь к себе людей.

             Человеческая любовь, как бы она не была горяча, может обернуться внезапно нелюбовью, предательством, отречением. В троекратном отречении от Христа, когда бьют Его и плюют на Него, и ведут от допроса к допросу, и Петр говорит: «Не знаю этого человека», мы видим всю страшную реальность проявления человеческой немощи. Ведь ещё совсем недавно говорил он от всего сердца: «Если и все отвергнутся от Тебя, я никогда не отвергнусь...» И когда по Воскресении Господь спрашивает Петра, «Симон  Ионин, любишь ли Меня больше сих?», Пётр уже не сравнивает себя ни с кем, он просто отвечает: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». Трижды отрёкся он от своего Господа, и трижды даёт ему Господь возможность утвердить свою любовь. Но только тогда, когда Дух Святой в день Пятидесятницы сойдёт на апостолов, Пётр примет совершенно новую любовь – ту, которая есть у Самого Христа. Любовь, которая позволит ему отдать свою жизнь за Того, Кого он любит...

       У апостола Павла другое призвание. Трудно представить, что пережил он при встрече с воскресшим Христом, когда он, ревнитель по Богу и славе Божьей, увидел себя разоблачённым как врага Божьего, как противника Мессии, как гонителя Церкви Божьей. Среди ослепительного сияния он услышал: «Что ты гонишь Меня?» - и навеки узнал, что всё, что он делает этим невинным людям, влача их на казнь, относится ко Христу. Путь, который прошёл апостол Пётр к любви, раскрывается у апостола Павла в его покаянии. По дару любви  из распинателя Христа он стал благодатным причастником Тела и Крови Христовых. Так, что его исповедание стало исповеданием каждого православного христианина перед причастием: от них же (грешников) первый аз есмь... Всею жизнью своей приобщается он тайне, которая открылась ему по дороге в Дамаск, чтобы донести эту тайну до тех, кто ничего не знает, не понимает, что значит жизнь человеческая. Он безмерно в ранах, в темницах и многократно при смерти, от иудеев пять раз дано ему было по сорок ударов без одного, три раза его били палками, однажды камнями побивали, три раза он терпел кораблекрушение, ночь и день пребывал во глубине морской. В миссионерских своих путешествиях он постоянно в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустынях, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в изнурении и в бдении, в голоде и жажде, в посте, на стуже и в наготе. И радуется он теперь, как и те христиане, которым был гонитель, принимает удары предназначенные Христу, и говорит, что знает человека, который в теле или вне тела, не знает, до конца был причастен любви Божьей, будучи вознесенным до третьего неба. С изумлением, как бы со стороны глядит он на этот непостижимый ему дар. Впрочем, сами по себе страдания и труды не имеют никакого значения: если я раздам все, что имею, - пишет он в своём послании, - и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в этом никакой пользы. И потому гимн любви и гимн кресту сливаются в его благовестии в одно звучание. Крест, которым ему мир распялся и он – миру, включает в себя немощи его, и когда, говорит апостол, я немощен, тогда силен, ибо сила Христова в немощи совершается, и любовь Божия изливается Духом Святым.

       На кресте умирает Петр, а апостол Павел принимает смерть от усекновения меча... Но Церковь жива и врата адовы не одолеют её, как они не могли удержать Христа. И по-прежнему звучит обращённый ко всем христианам голос Спасителя: вы свет мира. Он,  о Себе говорит так: Я свет миру. И мы, несмотря на наши немощи, призваны быть светом. Миллионы и миллиарды людей привели к Богу святые первоверховные апостолы Петр и Павел своими посланиями. Потому что их слово - слово крестное, и слово любви. Причастниками кресту и любви должны быть и мы. И в той степени, в какой ими являемся, спасаемся сами и помогаем спастись другим.    

                12 июля 2010