Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

Когда Спаситель прибыл с Горы Блаженств в г. Капернаум, навстречу Ему вышла депутация должностных членов синагоги с просьбой от язычника-сотника, любимый раб которого был схвачен опасным припадком болезни и жестоко страдал. Может показаться странным, что иудейские старейшины приняли такое близкое участие в человеке-язычнике. Происходило это в начальном периоде земного служения Христа, когда не было к Нему смертельной вражды со стороны народом управляющих книжников и фарисеев. И старейшины спешат объяснить Спасителю, что этот язычник не только любит их народ, но даже на свой счет построил в Капернауме величественную синагогу.

Язычник-сотник был, видимо, человеком доброй души. Об этом свидетельствует его забота о рабе. Ведь, рабы в то время, по воззрению римского закона, считались наравне с домашним скотом.

Христос немедленно ответил на просьбу иудейских старшин: «Я приду и исцелю его». Но на дороге они встретили других, посланных от человеколюбивого и смиренного сотника. Через этих новых посланцев сотник просит Христа не входить под недостойный кров язычника, а исцелить страждущего Своим чудесным словом.

«Я», – говорит сотник, – «хотя и подвластный человек, всегда имею у себя слуг, готовых исполнить мои приказания, так не может ли и Христос повелеть невидимым слугам исполнить Свою волю, Сам не принимая этого труда на себя?» Спаситель был поражен столь замечательной его верой, равной которой он не нашел даже в Израиле.

Кто такой язычник для иудея? Это – отверженный, это ветвь дикой маслины, в то время как иудеи являлись сынами царства, садовой маслиной, бывшей под особым попечением Иеговы. И вот на этой дикой маслине Христос нашел то, чего не встречал на маслине садовой, и из этого обстоятельства Он извлек поучение, которое крайне неприятно поразило иудеев, услышавших о том, что многие из настоящих сынов царства будут извержены во тьму кромешную, а многие с Востока и Запада, т. е. язычники, возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном.

Это заявление Спасителя шло в разрез с излюбленными мечтами самомнящего древнего иудейства. По одному из раввинских поучений, Сам Бог говорит иудеям: «В будущем мире Я накрою для вас, иудеев, большой стол, который увидят язычники и посрамятся». А вот этот Галилейский Учитель вдруг проповедует отвержение иудеев и призвание язычников.

Различие между Христом и отжившим раввинством становилось все яснее, потому, что Христос открыто и ясно ниспровергал узкий национализм раввинов и провозглашал, что Царство Мессии должно быть царством не одного племени, а обнять собою все народы, все человечество.

И мы, пройдя тяжелый путь испытаний в 20м столетии, пришли к убеждению, что крайний, узкий национализм, как и национал-социализм, провозглашающие существование среди народов мира «народа господина», возможны только на почве отречения от Христа, на почве мышления древних «книжников и фарисеев», но никак невозможны на почве христианства.

«Иди», – сказал Христос самому сотнику, успевшему лично явиться, – и как ты веровал, да будет тебе». Возвратившись в дом, сотник нашел, что целительное слово Спасителя оказало свое действие: его больной слуга выздоровел. Господу слава во веки! Аминь.