Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь иеромонаха Гавриила в первый день Великого поста.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Если мы спросим себя: какую из русских пословиц мы нарушаем чаще всего? То многие из нас сразу вспомнят народную мудрость: «не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня». И действительно, в каком бы возрасте или социальном положении не находился человек, весьма часто мы откладываем на потом самые порой необходимые и ответственные дела. Школьник хочет отложить выполнение домашнего задания, взрослый также стремиться перенести на завтра трудоёмкую работу.

Вот, и верующий человек, чьи стремления, казалось бы, должны быть направлены «к единому на потребу» – к пребыванию с Богом и в Боге – так же очень часто хочет отложить на завтрашний день свою духовную работу, свое духовное делание. Не успеем мы начать призывать в молитве Бога, как Он тут же откликается; но придя к нам на помощь, видит, что мы и без Него «справились» – сделав всё по своему, не как Богу угодно, а как нам самим хочется.

Более того мы отвергаем не только помощь Бога – надеясь не на Него, а на самих себя – но и Его Самого мы изгоняем из своей души. Сначала зовём Его себе в гости – читаем молитвенные правила, приступаем ко святой Чаше, причащаясь святых Животворящих Христовых Таин, – но не успеем выйти из храма, как тут же забываем о Том, Кого приняли в свое сердце. А бывает не только впадаем в забвение, но и вовсе прогоняем Христа от себя своими дурными делами и словами. Растеряв всю благодать Святого Духа, мы становимся обгорелыми головёшками, по слову преподобного Серафима Саровского. После чего впадаем в духовную леность, и снова, раз за разом откладываем на завтра свое исправление.

Но вот сегодня, в первый день Великого поста, для каждого из нас, кто заставил себя прийти в церковь, наступил завтрашний день. Отступать некуда – впереди Великий пост, душеспасительная четыредесятница. И если мы снова пожалеем себя и сдадимся, то так и останемся на реках Вавилонских в плену у врага.

Пост есть поприще битвы, где нам предстоит сразиться с похотью плоти, с похотью очей и с гордостью житейской. Но вступая в бой, мы должны помнить, что мы боремся не с плотью, а с похотью плоти – с её греховными стремлениями. Как учат нас богоносные отцы, мы должны стать не плотоубийцами, а страстоубийцами.

Сама плоть должна помогать нам в духовной брани. Она, как осёл, которого перекормишь – не поедет, недокормишь – тоже не сможет тебя везти на себе. Более того, причиняя вред своему здоровью чрезмерными подвигами, мы не сможем впоследствии совершать и посильный нам подвиг поста. Посему будем помнить: в чём суть телесного поста, который может принести нам как пользу, так и вред, так как он является не целью, а лишь средством к достижению цели. Цель же наша – быть всегда со Христом Богом и Спасителем нашим.

Спросим себя: Как же мы должны пользоваться этим душеспасительным средством? Святой Иоанн Златоуст приводит один из примеров, каким образом пост приносит пользу человеческой душе. Дело в том, что во времена Златоуста постная пища была гораздо дешевле, чем скоромная. И вот Златословесный учитель поучая свою паству говорит: те деньги, которые ты сэкономил при покупке постной еды, раздай нищим, и тогда принесешь пользу своей душе.

Но задача поста не только сэкономить свои сбережения, но что более актуально для нашего времени – сэкономить свое время. И в этом телесный пост перекликается с постом информационным. Современный человек переполнен разного рода информацией, начиная от новостей, которые мы слышим по телевизору, читаем в интернете, узнаем от своих друзей, и заканчивая разными бесполезными ток-шоу. Новости стали идолом, которому все спешат поклониться в наше время. И вот пост призывает нас отложить всякое ненужное житейское попечение, всякое развлечение, и сэкономленное таким образом время потратить на посещение храма, на домашнюю молитву, на чтение Священного писания и святых отцов, на заботу о наших близких и родных, чтобы все наши знакомые, «видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного (Мф.5:16)!